Несмотря на рост цен на бензин, в целом складывается благоприятная обстановка для бизнеса на АЗС. А владельцы действующих автозаправочных станций могут воспользоваться предложением от «Лукойл» и купить франшизу компании. В ее рамках они получат право использования фирменной символики, помощь в обучении персонала и договор на поставку нефтепродуктов. Однако переоборудование АЗС полностью ложится на плечи предпринимателя.

Цены на бензин растут, но и количество автомобилей не уменьшается: в 2014 году в России на 1000 человек приходилось 317 транспортных средств, что на 23% больше, чем в 2013-м. При этом за 2014 год потребление бензина составило 39,7 млн тонн (данные аналитического агентства «Автостат»).

Благоприятные условия для бизнеса на АЗС – несмотря на экономическую и политическую обстановку, россияне не спешат отказываться от собственного транспорта, поэтому спрос на бензин есть. Развиваться в этой сфере разумнее всего по франшизе: доверия к известному бренду больше, тем более, если речь идет о «Лукойле».

Ситуация на топливном рынке

Всего в 2014 году потребление топлива автомобильным транспортом в России составило 65,5 млн тонн, что в перерасчете на его стоимость равно 2,7 трлн руб. При этом:

  • доля бензина – 60,6% (39,7 млн тонн);
  • доля солярки – 37,2% (24,4 млн тонн);
  • доля газа – 2,2% (1,4 млн тонн).

Цены на бензин продолжают расти: 2 февраля 2016 года на АИ-98 они составили уже 42,06 руб.

Рис. 1 – График роста цен на бензин

Рис. 1 – График роста цен на бензин

Что касается численности автотранспорта, то на начало 2015 года в стране насчитывалось 48,9 млн единиц, из них на долю легковых автомобилей приходилось 83% средств, и 17% – коммерческий транспорт. Доля мототранспорта гораздо меньше – 2,5 млн шт., при этом к мотоциклам, скутерам применима сезонность – их в основном используют с весны по осень.

Рис. 2 – Потребление топлива за 2014 год

Рис. 2 – Потребление топлива за 2014 год

Обеспеченность автомобилями в разных регионах России сильно отличается. Лидирует в этом рейтинге Приморский край – 572 транспортных средств. Наименее автомобилизированными признаются сложно доступные регионы со своими культурными особенностями, например, Чукотский АО (70 автомобилей).

В России в среднем каждая вторая семья имеет свой автомобиль, у 17% их два (данные «Автостат»).

Рис. 3 – Обеспеченность ТС

Рис. 3 – Обеспеченность ТС

Крупнейшими автозаправочными сетями в России являются:

  • «Лукойл» (оборот в 2014 – 144 млрд долл. или 8 трлн руб.);
  • Роснефть (оборот в 2014 – 5,5 трлн руб., 69,5% акций у государства);
  • Газпромнефть (оборот в 2014 – 1,7 трлн руб.,);
  • Сургутнефтегаз (оборот в 2014 – 863 млрд руб.).

По объему добычи нефти и газа «Лукойл» занимает второе место после Роснефти – 16% (годовой отчет Сургутнефтегаз).

Рис. 4 – Крупнейшие нефтедобывающие компании

Рис. 4 – Крупнейшие нефтедобывающие компании

«Лукойл» – кратко о компании

Компания появилась в 1991 году. Была основана как государственная за счет слияния трех нефтедобывающих предприятия страны (тогда еще СССР). Они дали имя новой фирме: первые три буквы названия «Лукойл» были взяты с первых букв «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз» и «Когалымнефтегаз». В 1993 на базе государственной компании появилась частная в форме ОАО.

Основными видами деятельности является разведка месторождений нефти и газа, добыча природных ископаемых, переработка и сбыт. Продажа продукции под этой маркой ведется в 19 странах. У «Лукойла» более 50 дочерних компаний в России и за рубежом. Часть из них открыто по франшизе.

Председатель совета директоров – Грайфер В. И., президент – Алекперов В. Ю.

Рис. 5 – Первые лица компании

Рис. 5 – Первые лица компании

Компания развивается, открывает новые месторождения. В 2014 г. добавилось 14 месторождений и 38 залежей.

Общее число АЗС (в т.ч. и работающих по франшизе) на конец 2014 составило 5 782 шт. (годовой отчет компании).

Условия франшизы

Присоединиться к успешной компании можно по франшизе. Такую возможность предоставляет «Лукойл» – один из крупнейших игроков на этом рынке.

Франчайзером в данном случае выступает головная компания. Франчайзи – компании группы «Лукойл», они имеют право дальше продавать франшизу внешним клиентам (субфранчайзи), не имеющим отношения к «Лукойлу». Таким образом, начать работать с мировым брендом можно по договору коммерческой субконцессии.  

Франшиза «Лукойл» в себя включает:

  • исключительные права на использование товарного знака;
  • исключительные права на использование фирменного стиля компании;
  • помощь в обучении персонала АЗС;
  • договор поставки моторного масла и других продуктов.
Рис. 6 – Товарные знаки

Рис. 6 – Товарные знаки

Использовать франшизу можно на АЗС, а также на предприятиях по продаже моторного масла «Лукойл», на автомойках, в кафе. Договором может быть предусмотрена другая сфера, где будет применяться франшиза. Что это значит на практике: основные клиенты – это владельцы АЗС, а кафе, автомагазин и автомойка обычно располагается на территории автозаправочного комплекса.

Как начать работать?

Чтобы стать субфранчайзи «Лукойл», необходимо уже иметь действующую АЗС и предоставить дочерней компании (франчази) необходимые документы для оценки возможного сотрудничества.

При этом нет четких требований, каждое дочернее предприятие нефтяного гиганта само определяет этот перечень. Например, чтобы подать заявку на сотрудничество с «Лукойл-Пермьнефтепродукт», нужно предоставить:

  • фотографии АЗС;
  • дизайн-проект оформления в соответствии с фирменным стилем «Лукойл»;
  • технические требования по утвержденной форме;
  • заверенные фирмой копии учредительных документов;
  • документы наличия АЗС.

В частности, одними из условий франшизы «Лукойл» будет предоставление следующих сведений при обращении:

  • наименование обеспечивающей нефтебазы и ее расстояние до АЗС;
  • наименования нефтеперерабатывающих продуктов и объем реализации за последние полгода по каждому виду;
  • число колонок и пистолетов;
  • наличие дополнительных сервисных услуг (магазина, ПТО, кафе, мойки).

Для заключения договора с ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» потребуется также справка из налоговой, подтверждающая, что налоги потенциальный субфранчайзи платит в полном размере. Это касается и внебюджетных фондов. Также нужна копия балансового отчета, гарантийное письмо с указанием сроков приведения заправки в соответствии с корпоративным стилем, паспорт АЗС и другие документы.

Цена франшизы «Лукойл»

Субфранчайзи предстоят траты по оплате госпошлины за регистрацию договора коммерческой субконцессии – 1000 руб. за каждый экземпляр. Ежегодное вознаграждение субфранчайзера составляет 217-357 тыс. руб. в зависимости от АЗС.

Но главные расходы – это переоборудование автозаправочной станции в соответствии с фирменным стилем «Лукойла». На сайте компании есть примерный расчет, по ценам 2008 года стоимость работ и оборудования составляла почти 6 млн руб.

Что понадобится сделать:

  • установить навес над колонками
  • реконструировать операторскую;
  • установить топливо-раздаточные колонки (минимум две);
  • поменять торговое оборудование, закупить фирменных табличек, указателей, знаков, вывеску;
  • благоустроить территорию и покрасить остальное оборудование в фирменные цвета.

Все это субфранчайзи должен приобрести и организовать за свои деньги. Ежегодные платежи идут за право использовать символику.

Сколько стоит франшиза «Лукойл» зависит от места, где установлена АЗС. Есть 3 варианта:

  • в городе с населением от 500 тыс. чел. – 357 тыс. руб.;
  • на федеральной трассе – 398 руб.;
  • на всех остальных АЗС – 217 тыс. руб.

Переоформить заправку нужно в течение 3-х месяцев.

Рис. 7 – АЗС в фирменной символике

Рис. 7 – АЗС в фирменной символике

При наличии инвестиций и желания работать под известным брендом, можно подать заявление франчайзи, также нужно и отправить его копию в головную компанию. У субфранчайзера на рассмотрение 30 дней, в течение этого срока он или отказывает в сотрудничестве (мотивировать не обязан), или дает добро. Однако положительный ответ – это только достижение предварительных договоренностей. Далее потенциальному партнеру нужно будет подтвердить свои намерения, предоставить копии документов компании, фото АЗС, дизайн-проект по переоформлению.

Резюме

Начать работать по франшизе «Лукойл» могут только владельцы действующих АЗС. Но для этого предстоит глобальное переоформление в соответствии с фирменной символикой. Причем субфранчайзеру нужно самому предложить план переобустройства. Это самая большая статья расходов, которая выльется в несколько миллионов рублей. Но сама плата за фирменный знак – вполне доступна и не превышает 400 тыс. руб., их минусов – ее предстоит вносить ежегодно.

Плюсы использования франшизы тоже есть – это лояльность клиентов, узнаваемость, добавление на карты как автозаправку «Лукойл», поставки топлива от надежной компании. Обстановка в стране располагает расти и развиваться в сфере продажи нефтепродуктов: несмотря на рост цен на бензин, парк автомобилей расширяется год от года.