Интерес к сельскому хозяйству, в том числе личным огородам, дачам и приусадебным участкам не ослабевает. Товары для садоводов и огородников пользуются высоким спросом, а на фоне современных возможностей, российским предпринимателям этот спрос можно с успехом удовлетворить и неплохо на этом заработать



На Яндекс картах в России зафиксировано 5353 магазина для садоводов, а по данным Росимущества семей-садоводов и огородников в стране более 20 млн. Попробуем разобраться, значит ли это, что открытие магазина для садоводов является выгодным и актуальным решением, а также в том, что нужно для организации этого бизнеса.

Нормативный аспект

Чтобы продавать товары для сада и огорода необходимо составить бизнес-план, после чего нужно определиться с организационно-правовой формой. ИП или ООО, если планируется самостоятельно открыть небольшой магазин, то вполне достаточно будет оформить индивидуальное предпринимательство.

В качестве видов деятельности согласно нового классификатора ОКВЭД2  ОК 029-2014, который действует с 11 июля 2016 года подойдут следующие коды ОКВЭД:

  • 47.52.6 Торговля розничная садово-огородной техникой и инвентарем в специализированных магазинах;
  •  47.76.1 Торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрения в специализированных магазинах.

Далее необходимо определиться с системой налогообложения, для ИП оптимальными будут единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этого, необходимо найти помещение, уведомить Роспротребнадзор о начале деятельности, соблюсти требования противопожарного законодательства, оформить уголок покупателя, заказать оборудование (витрины, стеллажи, мебель, технику) и товар, нанять продавцов.

Актуальность бизнеса

Чтобы разобраться с вопросом о том, актуально ли открывать магазин для садоводов в современных российских реалиях, следует обратить внимание на состояние отрасли садоводства и огородничества в целом.

Данные исследования института маркетинговых исследований «GfK Rossia» показали, что доля россиян, занятых выращиванием урожая на подсобных участках, увеличилась за два года на 7% и составила 46%.

Так, ввиду послабления рубля, сельскохозяйственные товары для россиян стали невыгодными для закупки у зарубежных поставщиков. По предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи (ВСХП), Российская газета сообщает следующие факты:

  • арбузы, черешню и виноград начали выращивать в Арктике;
  • в ленинградской области стали выращивать бананы;
  • в Сибири выращивают виноград, его саженцы стали даже поставлять в Скандинавию;
  • в Ставрополье возобновили традицию выращивания хлопка;
  • а в Крыму возобновили производство эфирных масел кориандра, лаванды, шалфея.

Все это говорит о том, что интерес к сельскому хозяйству в стране не ослабевает, а, напротив, активно набирает популярность. Ввиду кризиса, все больше россиян стремится экономить на продуктах питания путем выращивания фруктов и овощей на собственных огородах, дачных и приусадебных участках. А поисковая система Яндекс ежемесячно фиксирует более двух миллионов (!) поисковых запросов по слову «семена». Так что спрос в этом сегменте бизнеса точно есть, остается только грамотно организовать предложение.

Он-лайн  или оф-лайн

Возникает закономерный вопрос, что выгоднее: открыть интернет-магазин товаров для сада и огорода или стационарную точку продаж. С одной стороны, открыть интернет-магазин проще:

  • начать можно с малых объемов, постепенно их наращивая;
  • не нужно арендовать помещение;
  • наем продавцов не требуется;
  • можно работать под заказ и не держать крупных партий товара.

Но с другой стороны:

  • в он-лайн сегменте очень высокая конкуренция – по запросу «интернет-магазин семян» поисковая выдача Яндекса предоставляет более 19 млн. результатов;
  • многие товары имеют низкую стоимость: семена, фасованный грунт, мелкий садовый инвентарь, при небольших заказах стоимость доставки будет превышать цену, а для потребителей это, естественно, не выгодно. Другое дело, по пути на дачу прикупить пару пакетиков семян и пластиковую лейку в близлежащем магазине для садоводов и огородников.

Как вариант, можно совместить оба этих формата, то есть открыть стационарную торговую точку и интернет-магазин или сайт. Посетители на нем смогут ознакомиться с ассортиментом и, в случае необходимости, заказать редкие виды семян, саженцев или необходимое садовое оборудование, а также сформировать заказ на сайте с последующим самовывозом из стационарного магазина или доставкой по городу.

Расположение магазина

Форумы садоводов и огородников дают обширную пищу для размышлений о том, где выгоднее всего открыть свой магазин. Лидируют мнения о том, что оптимальным будет подобрать помещение для торговли товарами для сада и огорода:

  • в непосредственной близости к дачным и садовым хозяйствам;

  • на выезде из города, то есть по пути следования народа на дачи, огороды, загородные дома.

Однако, следует также учесть тот факт, что опытные дачники начинают готовить «сани летом», то есть закупают семена для весенних посадок уже зимой, так как знают, что весной в пик сезона в таких магазинах создается ажиотаж и большие очереди. То есть, третий вариант расположения – места большого скопления людей:

  • отдел в торговом центре, павильон на рынке.

Ассортимент и концепция

На этапе выбора концепции магазина следует определиться со специализацией магазина. Будет это небольшая лавка по продаже семян, грунтов, саженцев, удобрений и всего, что связано непосредственно с растениями. Для магазина такого формата не понадобится слишком большое помещение и сложное торговое оборудование для размещения товара.

Или же упор будет сделан на садовый инвентарь: газонокосилки, мотоблоки и другое. От этого выбора напрямую зависит величина первоначальных вложений.

Магазин садового инвентаря в Самаре

Третий вариант: крупный магазин, ассортимент которого исчисляется тысячами наименований: начиная от семян, удобрений, пленок и поликарбонатов и заканчивая защитными товарами: перчатками, спецодеждой.

В любом случае целесообразно разнообразить ассортимент путем добавления товаров для отдыха. Ведь люди не только работают на дачных участках, но и отдыхают. Как вариант добавить в продажу: небольшие мангалы, коптильни, угли, щепу, одноразовые посуду и скатерти и другие необходимые для отдыха принадлежности.

Интересно, что в владельцы одного из магазинов товаров для сада и огорода заметили, что в их магазине, расположенном в непосредственной близости к дачному поселку, уже несколько сезонов подряд повышенным спросом пользуются пластиковые бочки для полива. Оказалось, что дачники используют их не по назначению, а для…засолки огурцов.

Еще один вариант – магазин по продаже кованой мебели, садового декора. Приобрести франшизу магазина подобного формата предлагает, например, компания Hitsad.

Ассортимент товара следующий: садовые фигуры, кашпо и вазоны, садовая мебель, декор сада, интерьерная ковка, подставки для цветов.

Франчайзинговые предложение разделены на три пакета: начальный, базовый и расширенный.

  • Паушальный взнос от 100 до 300 тыс. рублей в зависимости от выбранного пакета.
  •  Ежемесячная сумма роялти фиксированная и составляет 5 тыс. рублей в месяц.
  • В год необходимо купить товара на сумму от 3 до 8 млн. руб. (также зависит от пакета).
  • Возможная наценка на товар от 87 до 120%.
  • Компанией проводится обучение персонала партнеров, предоставляется региональная интернет-витрина, осуществляется SEO-продвижение и техническая поддержка, предоставляются маркетинговые материалы.
  • Для пакетов базовый и расширенный предусмотрена автоматизация торговой точки и выезд специалистов.
  • Для расширенного пакета также предусмотрена возможность заказа и реализации эксклюзивного товара.

Как подружиться с сезонностью

Бесспорно, магазин «Все для сада» как бизнес имеет выраженную сезонность. На весну, в связи с началом дачно-огородного сезона, приходится пик, который к лету значительно затихает, а осенью и зимой и вовсе начинается период простоя. Для минимизации сезонности не следует ограничиваться только инвентарем, семенами и саженцами, которые актуальны в дачный сезон.

Не меньшей популярностью пользуются комнатные цветы, семена редких видов растений, горшки, подкормки и удобрения к ним.

К осеннее-зимнему сезону целесообразно добавить в продажу укрывные пленки для теплолюбивых деревьев и кустарников, банки и крышки для консервации, пластиковые ледянки для катания детей и др.

Наценка, поставщики и необходимые действия

Что касается поставщиков и наценки, то заказывать семена можно на китайских сайтах. Напрашивается вопрос, почему бы самим садоводам-огородникам не заказать там семена? Дело в том, что некоторые виды редких семян можно заказывать только крупными партиями – от ста пакетиков по 20-50 семян, понятно, что владельцу небольшого дачного участка желающего посадить, например голубую ель, не нужно 5 тыс. семян. А владельцу магазина товаров для сада – в самый раз. Тем более, что многие семена не требуют особых условий хранений и сроки их хранения достаточно велики, а наценка на такую продукцию составляет 300-1000%(!).

Предложение о продажи семян голубой ели на китайском сайте

Предложение о продажи семян голубой ели на китайском сайте

Предложение о продаже семян голубой ели на российском сайте

Предложение о продаже семян голубой ели на российском сайте

Это лишь, один из примеров. Но тем, кто планирует открытие магазина садово-огородных принадлежностей, помогут следующие действия:

  • изучение ассортимента конкурентов;
  • анализ спроса в своем городе;
  • ознакомление с предложениями отечественных и зарубежных оптовых поставщиков;
  • посещение специализированных выставок (о них можно найти информацию на сайте Экспонет.ру);
  • общение с предпринимателями, которые уже достигли успеха на данном поприще, а также с дачниками и огородниками (представителями целевой аудитории) на тематических форумах;
  • грамотное налаживание рекламных каналов, таких как: объявления на Авито, социальные сети, электронные справочники, медийная, контекстная и другие виды рекламы.

И тогда магазин будет иметь все шансы стать настоящим раем для дачников, а своему владельцу принести немалую прибыль и удовольствие от осознания правильности сделанного выбора.