Бизнес в формате караоке-бара не слишком чувствителен к кризису, но претендовать на успех его основатель только при условии решения непростой задачи — найти и удержать ключевого клиента. Если это удастся сделать, щедрый завсегдатай-вокалист будет готов озолотить заведение.



Индустрия развлечений — сфера, в которой всегда можно построить успешный бизнес по той причине, что характерные для нее услуги не теряют своей востребованности на рынке. Люди стремятся получать позитивные эмоции — в том числе и посредством пения. На этом стремлении зарабатывают владельцы караоке-баров: рассмотрим то, каким образом делается такой бизнес.

Караоке-бары: классификация форматов

Караоке-бары делятся на 2 основные категории:

1. Бары-рестораны с караоке-уголком.

По сути, это классические бары-рестораны, в которых караоке — это лишь аксессуар, второстепенное средство развлечений, выбираемое клиентами по остаточному принципу — если человек под настроение захочет спеть. Обычно в таких заведениях используется достаточно простое, недорогое и непрофессиональное караоке-оборудование, поскольку для его инсталляции не требуется большого количества места (которое может быть отведено под другие значимые для бара объекты интерьера, дополнительные столики, танцпол и т. д.).

Рассматриваемую разновидность караоке-баров можно полностью отнести к рынку общепита в сегменте Fine-Dining — то есть, баров-ресторанов, предлагающих посетителям еду и напитки с высокой наценкой и качеством (но нередко открываются караоке-уголки и в барах со средним сегментом, хотя в них люди, в основном, приходят поесть и пообщаться — пение других людей может им сильно мешать). Главная статья заработка владельца такого заведения — реализация алкогольных напитков и закусок, причем, по ценам, типичным для других баров города.

Подробно останавливаться на нюансах открытия подобного заведения, которое, по сути, является классическим баром (с «изюминкой» в виде караоке) мы не будем, но к вашему распоряжению — отличная статья  на эту тему от наших экспертов.

По данным исследования РБК.research, рестораны в сегменте Fine-Dining оказались наименее чувствительны к кризису: их выручка в 2015 году снизилась всего лишь на 0,2% в сравнении с 2014 годом.

Фактически, все, что нужно владельцу бара для организации караоке-уголка — это закупить соответствующее оборудование, стоимость которого обычно не превышает 20 тыс. рублей, и, возможно, периодически приглашать вокалиста (например, на выходные дни). Но в основном предполагается, что петь будут под настроение непосредственно гости ресторана, в то время как настройку оборудования сможет произвести бармен или официант.

2. Специализированные караоке-бары («караоке-клубы») с профессиональным оборудованием.

Под термином «караоке-бар» современные предприниматели все чаще начинают понимать именно такой формат заведения. Профессиональное оборудование соответствующего типа может стоить до нескольких сотен тысяч, а иногда и миллионов рублей. Оно отличается высочайшим качеством звука, позволяет погрузить человека в атмосферу вокалического драйва — ради чего он, собственно, и приходит в караоке-бар.

Постоянного клиента караоке-клуба — с точки зрения потребительского поведения, следует однозначно обособлять от клиента бара-ресторана с караоке-уголком, поскольку:

  1. В караоке-клубе постоянно кто-то поет, и не всегда профессионально: завсегдатаю классического ресторана находиться в такой обстановке может быть некомфортно (в свою очередь, караоке-уголок в баре-ресторане обычно не имеет достаточной громкости, чтобы приносить дискомфорт посетителям на отдаленных столиках, которые не поют и не слушают песен).
  2. Караоке-клубы, как правило, характеризуются более плотным размещением посетителей — для того, чтобы приблизить атмосферу в помещении (даже если это отдельный небольшой лаунж) к зрительному залу настоящей сцены, для формирования большей «кучности» аплодисментов поющим. В такой обстановке непринужденное общение, свойственное для классического бара, осуществить будет сложно.
  3. Обслуживание в профессиональных караоке-барах обычно происходит существенно дольше — это обусловлено тем, что барменам и поварам нужно одновременно готовить большее количество сложных и дорогих блюд для большого количества клиентов: нередко приходится ожидать хотя бы небольшой порции коктейля от получаса и более. Особенно долгим сервис может быть в случае, если в караоке-клубе много комнат-лаунжей. Подобная медлительность обслуживания довольно редко наблюдается в уважающем себя классическом баре.

Безусловно, один и тот же человек может быть в один день посетителем классического бара, в другой — певцом в лаунже или даже сцене караоке-бара, но в данном случае мы говорим о разнице в двух моделях потребительского поведения человека. Которые, однако, часто закрепляются за конкретными людьми, вследствие чего они начинают предпочитать либо классические бары, либо караоке-клубы.

На чем зарабатывает специализированный караоке-бар?

Специализированный караоке-бар — бизнес, который предполагает извлечение основного объема выручки, как и в случае с обычным баром, за счет реализации еды и напитков, причем во многих случаях по крайне внушительной наценке: некоторые московские караоке-клубы не стесняются выставлять цены в несколько сотен процентов от себестоимости продуктов. Их ключевые клиенты не жалуются — почему, мы выясним чуть позже.

Кроме того, типичными источниками дохода владельца караоке-клуба являются:

  • плата за вход;
  • плата за аренду столика;
  • плата за аренду зала или отдельного помещения в составе караоке-бара.

Кроме платы за вход, остальные виды плат обычно взимаются в виде депозита: суммы, на которую человек впоследствии заказывает, еду, напитки или специальные услуги караоке-бара — например, песни под заказ.

Рассматриваемый формат караоке-бара, фактически, образует самостоятельный сегмент бизнеса, который нельзя однозначно отнести ни к ресторанному общепиту (выше мы обозначили разницу в потребительском поведении посетителя ресторана и караоке-бара), ни, в частности, к рынку развлекательных заведений ночного типа, представленному диско-клубами, рок-клубами, бильярдными, боулинг-залами (здесь все очевидно — совсем другой контингент посетителей).

Соответственно, те закономерности, что характеризуют рынки соответствующих заведений — общепита и ночных клубов, будут практически неактуальны для формата караоке-бара с профессиональным оборудованием. Кроме того, аудитория таких караоке-баров, как правило, значительно меньше, чем в случае с караоке-барами первого типа, не говоря о посетителях массовых ночных заведений. Ее очень сложно репрезентативно измерить на предмет выявления каких-либо закономерностей в динамике спроса и предложения.

Таким образом, фактически, каждый отдельно взятый караоке-клуб — уникальный субъект рынка, который, возможно, не будет подчиняться никаким закономерностями в части потребительского поведения, которые бы характеризовали какие-либо смежные или похожие сегменты бизнеса.

Основной объем выручки караоке-клуба, как правило, приносит буквально несколько сотен тех самых ключевых клиентов: именно тех, которые:

  • являются постоянными;
  • готовы покупать в баре угощения с большой наценкой.

Здесь более чем уместно говорить об аналогии с известным правилом Парето, при котором порядка 20% усилий дают 80% результата: в данном случае порядка 20% ключевых клиентов караоке-клубов или даже меньше будут давать порядка 80% выручки или даже больше.

Таким образом, главная задача владельца караоке-клуба — найти те самые 20% ключевых клиентов. Но как это сделать?

Найти ключевого клиента

Активный посетитель и, одновременно, типичный ключевой клиент специализированного караоке-бара в крупном — от 500 тыс. человек, российском городе — это человек, который:

  • имеет высшее образование, стабильную работу или бизнес и доход выше среднего (что немаловажно — выше настолько, что после обязательных затрат у него точно остается значительная сумма на любимые развлечения);
  • имеет определенный социальный статус, с которым, например, не стыдно появляться на обществе в амплуа порой нерадивого и неказистого вокалиста;
  • является социально активным — редко приходя в караоке-бар в одиночку, то есть, он автоматически притягивает с собой других клиентов в лице друзей, родственников.

Чего же ждет ключевой клиент специализированного караоке-бара? Самые его главные запросы:

1. Качественный антураж, обстановка, позволяющая расслабиться еще до того, как начнется вечеринка.

Владельцу караоке-клуба нужно уделить особое внимание обустройству караоке-зала:

  • мягкой, комфортной мебелью;
  • качественному цветовому и тематическому оформлению интерьера, экстерьера;
  • качественному освещению помещений.

2. Комфорт в обслуживании.

Он достигается за счет найма и приглашения квалифицированных, опытных официантов, барменов диджеев, ведущих.

3. «Звездность», престижность места времяпровождения.

Данные критерии могут быть обеспечены за счет приглашения в караоке-бар, собственно, звезд, известных людей.

4. Комфорт в пользовании «инфраструктурой» помещения.

Человек, пришедший в караоке-бар, должен чувствовать себя комфортно не только на диване в основном зале, но и у барной стойки, и в холле, и на крыльце — в любом месте заведения.

5. Насыщенность программы.

Посетителю караоке-клуба не должно быть скучно ни в один из моментов его времяпровождения в заведении. Программа развлечений должна включать как можно меньше пауз, и как можно активнее способствовать вовлечению клиентов в процесс отдыха.

Человек, удовлетворенный указанными критериями, проявит самую высокую платежеспособность. Таким образом, стоимость входа, а также наценка за алкоголь и блюда в профессиональных караоке-барах — основных источников выручки, будут прямо пропорциональны:

  • престижности, «раскрученности» заведения, его узнаваемости, как следствие — посещаемости известными в городе или даже стране людьми;
  • качеству программ развлечений, реализуемых в караоке-баре (что предопределяется, в свою очередь, уровнем приглашаемых ведущих, шоу-менов);
  • качеству антуража, интерьера, экстерьера;
  • качеству сервиса.

Общим правилом для крупного города является увеличение престижности заведения по мере его расположения ближе к центру — как правило, сосредотачивающем в себе основные ночные развлечения. Центр мегаполиса в восприятии россиян — это «самая сочная тусовка», все, что вне его — «скучные спальные районы».

Открываем караоке-бар: на что обратить внимание?

Изучив особенности потребительского поведения в сегменте, о котором идет речь, рассмотрим то, как открыть караоке-бар на практике, какие нюансы при этом учесть.

Инфраструктурная основа специализированного караоке-бара — это среднее по размеру помещение, по основным характеристикам близкое к таковому, что характеризует работу ночного заведения в сегменте Luxury Club. Однако, расположение столиков и стульев (диванов, кресел) в нем должно быть гораздо ближе друг к другу — чтобы, как мы отметили выше, был эффект зрительного зала с апплодисментами.

То, какие организационные и юридические нюансы характеризуют открытие подобного помещения, вы можете изучить в отдельной статье наших экспертов.

Главные задачи владельца караоке-клуба:

1. Оснастить помещение качественным оборудованием.

Оно может быть представлено:

  • профессиональной караоке-системой (одной или несколькими — в зависимости от количества залов);
  • аудиооборудованием в оптимальной с точки зрения структуры помещения конфигурацией;
  • широкоформатным дисплеем - как вариант, проекционным — с картинкой большой площади (опять же, их количество будет соответствовать количеству залов);
  • необходимыми коммуникационными аксессуарами.

Важно, чтобы допустимый уровень шума на территории, прилегающей к караоке-клубу, если он располагается в жилой зоне, не превышал (Приложение № 3 к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10»):

  • 60 дБ в период с 23 до 7 часов;
  • 70 дБ в период с 7 до 23 часов.

Также важно, чтобы уровень шума, если он проникает в жилые помещения, которые расположены поблизости караоке-клуба, не превышал:

  • 45 дБ в период с 23 до 7 часов;
  • 55 дБ в период с 7 до 23 часов.

В случае, если шум, исходящий со стороны караоке-клуба, будет превышать установленные нормы, то на заведение в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ могут быть наложены санкции: штраф до 20 тыс. рублей или даже приостановление деятельности на период до 90 дней.

2.Сформировать персонал, отвечающий за обслуживание, развлечение и безопасность посетителей.

Для этого лучше всего задействовать:

  • рекомендации (в индустрии развлечений — самый эффективный способ набрать персонал);
  • помощь кадровых агентств.

Самостоятельно искать высококлассных специалистов в данном сегменте — не самый оптимальный вариант, так как нужно свести к минимуму вероятность допущения к работе людей с малым опытом организации развлечений на высоком уровне.

Фактор кризиса

Итак, теперь мы знаем, что нужно, чтобы открыть караоке-бар с учетом особенностей данного уникального сегмента бизнеса. Полезно будет затронуть еще один аспект управления бизнесом в соответствующем формате — то, как на него влияют кризисные факторы.

Сразу отметим: какие-либо системные закономерности здесь выявить сложно. Но можно попробовать проанализировать специфику клиентского поведения исходя из ряда общих закономерностей, характеризующих кризис и его влияние на рынок.

Кризис — пора эмоциональных стрессов, и караоке-бар может становиться для человека соответствующего статуса, если кризис повлиял непосредственно на него, еще более привлекательным местом времяпровождения, где можно буквально выпеть и вытанцевать свои негативные эмоции. А если кризис на человека не повлиял — тем более, с чего бы ему вдруг отказываться от любимых мест проведения выходных дней?

Таким образом, бизнес в виде караоке-бара — один из наименее чувствительных к кризису в силу особенностей социального профиля типичного клиента. У данного клиента, как правило, не возникает веских причин на смену предпочтений во времяпровождении: наоборот, бывает, что караоке-бар становится еще ближе и роднее как средство снятия стресса.