Букмекеры и тотализаторы — участники игрового рынка, которым разрешается вести деятельность по всей территории России. Сети спортивных баров быстро расширяются, законом легализованы он-лайн ставки. Франшиза — реальная возможность преодолеть высокий финансовый порог входа в букмекерский бизнес.



Деятельность по созданию клубов, где участники могут заключать пари и делать ставки в пользу того или иного исхода спортивного матча (другого события) в нашей стране относится к игорному бизнесу. Для профессиональных организаторов важно, что она не ограничена рамками особых зон. Однако чтобы начать дело требуются солидные вложения. Франшиза букмекерской конторы рассматривается, как доступный способ влиться в легальный игровой бизнес.

В чем его суть? Клуб заключает пари с игроками от своего имени, а тотализатор организует место и условия для заключения сделок между двумя или несколькими участниками. По закону — это разные виды деятельности, на каждый требуется отдельная лицензия. Букмекерская контора (БК) — это юридическое лицо, организатор азартных игр. К последним российское законодательство относит и пари (беттинг) — рисковую сделку, исход которой не определен, и зависит от события, которое может наступить, а может не наступить. Условие участия в игре: внесение денежной ставки на условиях букмекера. Чтобы понять, как работает система, рассмотрим:

  • законы и нормативные акты, регулирующие организацию игровых пари;
  • особенности беттингового рынка России и перспективы его развития;
  • обзор 3-х франшизных предложений по созданию пункта приема ставок.

Законные основания деятельности

Организация азартных игр в России регулируется следующими основными документами:

  • глава 3 закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности … азартных игр», 29.12.2006 года;
  • главы: 29 Налогового кодекса; 1062, 1063 — Гражданского кодекса;
  • «Положение о лицензировании по организации … в букмекерских конторах и тотализаторах», Пост. Прав., 26.12.2011 года.

Букмекерская контора как бизнес, несомненно, отличается интеллектуальной составляющей. Чтобы дело было доходным, предприниматель должен решить две задачи. Первая — вычислить вероятность наступления события, на которое делаются ставки: исход матча, счет в игре. Для чего используется база исторических данных, экспертные оценки, собственные алгоритмы. Своего рода «ноу-хау» имеется у каждого профессионального игрока, и держится в строжайшем секрете.

Вторая — рассчитать теоретическую прибыльность с учетом того, что сделка является условной, рисковой, зависит от прогнозируемого события. При этом также используются методы статистики и теории вероятностей, на основании которых разрабатываются условия договора. Они обеспечивают преимущество организатора, формируя маржу.

Условия ведения бизнеса:

  1. Деятельность разрешается при наличии лицензии, которую выдает ФНС России при соблюдении всех требований закона.
  2. Уставный капитал формируется только за счет денежных средств, минимальная сумма — 100 млн. рублей.
  3. Чистые активы должны сохраняться в размере не меньше 1 млрд. рублей на протяжении всего периода существования юридического лица.
  4. Банковская гарантия в 500 млн. рублей на весь период действия лицензии (то есть бессрочная!).
  5. Обязательное членство в саморегулируемой организации букмекеров и тотализаторов — раздельно в отношении каждого вида деятельности.
  6. Взносы каждого участника в компенсационный фонд СРО не меньше 30 млн. рублей, их количество — не меньше 10 организаций в объединении.

Ограничение деятельности:

  1. Заведения, клубы, ППС (пункты) могут быть расположены только в изолированных частях зданий, за исключением жилых домов, детских, медицинских учреждений, вокзалов, аэропортов.
  2. Вне игорных зон запрещается организовывать мероприятия с использованием игровых столов и автоматов, сетей передачи данных, включая Интернет.
  3. Прием наличных денег от игроков производится через кассы заведения с применением ККТ, в том числе в точках приема ставок (терминалы).
  4. Перевод ставок в он-лайн (включая электронные деньги) допускается исключительно через центры учета переводов, учрежденные СРО (ЦУПИС).
  5. Выплата выигрыша по интерактивным ставкам производится путем перечисления денег игроку на счет, открытый в центре учета, по поручению букмекерской конторы.

За организацию деятельности без лицензии, с нарушением требований предусмотрена административная ответственность (ст.14.11.КоАП), за незаконный игорный бизнес — уголовная: до 6 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. рублей (ч.1, ст.171.2 УК).

Анализ игрового рынка пари и ставок

Согласно реестрам ФНС на декабрь 2015 года в России легально вели деятельность 29 букмекеров (рис.1). Они объединены в две СРО: «Первая СРО букмекеров» (президент Олег Журавский, БК «Лига ставок»). Вторая — «Ассоциация букмекерских контор» (председатель Николай Оганезов, ООО «Фортуна»). «Первой» принадлежит 68,6% рынка, и 31,4% — «Ассоциации». Со слов Президента компании First Gaming Леонида Обозного суммарный денежный объем этого рынка достигает $1,5 млрд. в год.

Рисунок 1. Раздел рынка между основными игроками в России на начало 2016 года. По данным ФНС.

Рисунок 1. Раздел рынка между основными игроками в России на начало 2016 года. По данным ФНС.

Общее количество наземных ППС на январь 2016 составило 6040 единиц (рис.2). С большим отрывом лидирует БК «Фонбет» — у них действует 1024 пункта.

Рисунок 2. Динамика открытия пунктов приема ставок в России. По данным исследования First Gaming (RUB90.)

Рисунок 2. Динамика открытия пунктов приема ставок в России. По данным исследования First Gaming (RUB90.)

Картина по букмекерским сайтам отражена на рисунке.3. За последние годы их посещаемость резко снизилась, официальный доступ к ним заблокирован, хотя и используются альтернативные доменные имена. Кроме того, это связывают с переходом аудитории на мобильные приложения, которые активно разрабатываются и предлагаются для всех платформ. По прогнозам экспертов в 2016 году в беттинге ожидается снижение оффлайн доходов и значительный рост онлайн-рынка, в частности мобильного гемблинга.

Рисунок 3. Количество посещений сайтов БК на декабрь 2015 года в тыс. чел. Аналитика First Gaming.

Рисунок 3. Количество посещений сайтов БК на декабрь 2015 года в тыс. чел. Аналитика First Gaming.

Большая законодательная «интрига» в игорном бизнесе началась в 2014 году. Государство предприняло попытку легализовать подпольный Интернет-рынок, приближающийся по обороту к «наземному». Букмекерским конторам разрешили работать через специальные кредитные организации — центры переводов. Учреждать их могут саморегулируемые организации. «Взамен» российские власти собираются увеличить налоги с организаторов, принимающих он-лайн ставки, сразу в 10 раз с января 2017 года. Судя по тому, что в феврале 2016 «Первой СРО» был открыт ЦУПИС — грядущее повышение не сильно обеспокоило «игорных королей».

Франшиза как способ начать бизнес

Легко подсчитать, что входной порог в букмекерском деле составляет порядка 1,5 млрд. рублей (чистые активы, уставный капитал, вступление в СРО). Это не считая вложений в программное обеспечение, экспертов, процессинговый центр и так далее. Неподъемная сумма для малого бизнеса. Можно ли и как открыть букмекерскую контору по франшизе БК «Фонбет», «Марафон», «Лига ставок»? Для сравнения приведем краткую характеристику лидеров рынка.

БК «Марафон»

Эта компания — одна из старейшин, работает с 1997 года. До 2006 она держала около 50% букмекерского рынка России, однако в 2009 – у нее возникли проблемы с получением лицензии, и лидерские позиции были утрачены. С 2012-2013 годов бренд постепенно наращивает свое присутствие, и в настоящее время является титульным спонсором футбольного клуба «Fulham». Он популярен среди игроков, экспертное мнение компании уважают. Наземные ППС компании закрыты, активная деятельность ведется в Интернете. Франшиза БК «Марафон» не представлена на официальном сайте, но по некоторым данным компания имеет около 800 партнеров в России и странах СНГ.

БК «Фонбет» («Ф.О.Н.»)

Официальный беттинг-спонсор финала Евролиги ULEB- 2016. Работает на рынке с 1994 года, имеет 2 лицензии, ППС открыты в 54 регионах РФ и странах СНГ. На международной выставке Russian Gaming Week она признана лучшей букмекерской сетью по итогам 2014 года. На Интернет-рынке «ФОН» начал работать раньше всех, в 1998 году. Однако в 2000-х годах уступил позиции БК «Марафон», и в лидеры вышел после 2009 года. Кстати, большая часть наземных ППС была открыта в местах, где раньше базировались точки «Марафона».

БК «Лига ставок»

Относительно молодая, но очень быстро продвигающаяся компания. Как уже упоминалось, в феврале этого года она первой подключились к легальному Интернет-рынку, а значит, располагает достаточной финансовой подушкой и не боится повышения налогов. Кроме того, ей принадлежит почти четверть новых ППС, открытых в России в апреле 2016 года: 44 из 172 заведений. Относительно открытия наземных объектов информация на официальном сайте отсутствует, зато достаточно подробно изложены условия он-лайн программы.

Особенности партнерских отношений с букмекером

Сразу внесем ясность: официальные франчайзинговые предложения названных компаний отсутствуют. Большинство представленных в Интернете данных малодостоверны. При этом, как ведущие, так и менее крупные БК — активно работают с партнерами (рис.4). В силу специфики игорного бизнеса отношения базируются на агентском договоре, а не концессии (франшизе). Каждое предложение обсуждается индивидуально, и заинтересованным лицам нужно обращаться непосредственно к букмекеру. Все они предлагают сходные условия, различия больше связаны с особенностями самой компании и характером сотрудничества. Оно практикуется в двух формах.

1 Партнерские программы через Интернет.

В первом случае большие вложения не требуются, называются цифры до 150 000 рублей. Должны быть обеспечены технические средства: компьютеры, телевизоры, помещение минимальной площади. Основные принципы работы:

  • за каждого нового привлеченного игрока компания выплачивает комиссионные от 15 до 35% от дохода;
  • предоставляется программное обеспечение, с блоком формирования отчетности и мониторингом прибыли;
  • обеспечивается профессиональное консультирование, рекламная, информационная поддержка;
  • возможность использования финансовых, спортивных, мобильных ставок, включая центральные события и высокие коэффициенты.

От партнеров требуется строгое исполнение всех условий договора, их деятельность тщательно контролируется.

2 Открытие наземных пунктов приема ставок.

В этом случае используется следующая законная схема. Компания-лицензиат «вписывает» в свою лицензию новый ППС, фактическую деятельность в котором осуществляет партнер. Юридически это означает переоформление лицензии, и оно обходится «франчайзи» в 150 000 – 200 000 рублей. Помещение должно отвечать всем лицензионным требованиям, принадлежать букмекеру, партнер оформляет его в аренду. Далее заключается агентский договор, и предприниматель действует от имени и за счет принципала. Основные преимущества сотрудничества:

  • срок создания окупаемого бизнеса составляет 2-3 месяца, в то время как требуется 4-5 лет, чтобы создать его с нуля;
  • сумма вложений сокращается в разы: порядок ее при открытии наземного ППС составляет от 500 000 до 1 000 000 рублей;
  • обеспечивается доступ к букмекерским продуктам, аналитике, экспертным заключениям, программное обеспечение.
  • средняя рентабельность бизнеса оценивается в 8-12%, прибыль формируется за счет высоких оборотов.

Таким образом, основная задача франчайзи букмекера — привлечение новых игроков, а его доход складывается из комиссионных выплат.

Рисунок 4. Список БК, активно продвигающие партнерские предложения. По данным портала «Рейтинг букмекеров».

Рисунок 4. Список БК, активно продвигающие партнерские предложения. По данным портала «Рейтинг букмекеров».

Резюме

Бизнес на спортивных ставках был и остается высокодоходным. Легализация он-лайн игр выводит его доходность на новый уровень. Понятие купить франшизу букмекерской конторы — на практике означает участие в одной из партнерских программ, и это доступный вариант для малого бизнеса. Сотрудничество возможно в разных формах, а высокая конкуренция среди ведущих БК склоняет их к расширению географии ППС и поиску партнеров.