Андрей Васин владелец бара 113 Андрей Васин владелец бара 113

Андрей вместе с двумя старшими братьями начинал со строительства башен сотовой связи и, абсолютно ничего не понимая в ресторанном бизнесе, решился на открытие собственного бара. За пять лет существования заведения из никому неизвестного «Бар 113» превратился в одно из самых популярных мест в городе.



Основные тезисы интервью:

  • Вид деятельности – общепит. Бар, в котором продается не только алкоголь, но и завтраки, деловые обеды, ужины, а, самое главное, настроение.
  • Местонахождения бизнеса – Новосибирская область, г. Новосибирск.
  • Род занятий до начала предпринимательства – инженер связи.
  • Дата начала предпринимательской деятельности – 06.09.2013.
  • Организационно-правовая форма ведения бизнеса – общество с ограниченной ответственностью.
  • Размер первоначальных инвестиций – 9 000 000 рублей.
  • Источник первоначального капитала – доход от строительства башен сотовой связи.
  • Срок окупаемости инвестиций – около 4-х лет.
  • Формула успеха – не отчаиваться и не сдаваться.
Рисунок 1. Вывеска бара 113

Рисунок 1. Вывеска бара 113

Детская мечта

Здравствуй, Андрей. Расскажи, как ты пришел к своему бизнесу?

Я по образованию связист. Инженер связи. На втором курсе начал работать по специальности вместе с двумя старшими братьями. Занимались монтажом базовых станций. К концу обучения в институте мы уже работали генеральными подрядчиками в Билайн, Мегафон, МТС и ТЕЛЕ 2.

Для чего я это рассказываю? На пятом курсе мы открыли точку по продаже и доставке суши. Наступил некий переломный момент в нашей жизни, после инженерная профессия резко сменилась на сферу общепита. Пару лет точка отлично проработала, поэтому открыли вторую.

Вскоре пришло осознание, что в связи заканчивается прибыль, и нужно находить другую нишу. Общепит стабильно пользовался спросом, и мы решили полностью посвятить себя этому направлению.

Почему именно бар?

Была старая мечта, еще из детства, о собственном баре, ресторане или кафе. Представления об этом виде бизнеса было лишь на уровне потребителя. Поэтому мы, втроем с братьями, приняли решение, что надо ехать обучаться новому ремеслу. Счастливчиком стал я. Скинулись на билеты в столицу именно для меня.

Учился я у лучших. Моим проводником в мир общественного питания стала «Барменская Ассоциация России» Сергея Циро. После обучения все закрутилось, завертелось. Бар был открыт шестого сентября 2013 года. Мне было двадцать четыре года.

Материал в тему: Открываем бар: инструкция от А до Я.

Меньше знаешь – крепче спишь

Что было самым трудным при начале работы?

Все было трудным и в то же время легким. Мы не понимали и не отдавали отчета тому, как должно быть правильно. О клиентоориентированности, сервисе, финансовой модели, налогообложении и прочем было лишь чуть-чуть поверхностных знаний. Это и помогло, и усложнило жизнь в будущем. Наши ошибки вознаграждались опытом.

Рисунок 2.  Главный вход бара 113

Рисунок 2. Главный вход бара 113

Работай тяжело

А до предпринимательства чем занимался?

Работал еще с детства. Классе в третьем или четвертом начал с заправки. У нас в семье никто никогда не отлынивал от работы, которой было достаточно. Жили в небольшом закрытом городке в Красноярском крае. С братьями участвовали в строительстве дома и бани. Убирались в доме, поливали грядки на огороде и помогали по хозяйству. Даже на спасательной станции успел поработать юнгой. Дослужился до матроса. Летом месил бетон на стройках.

Перед университетом работал клининг-менеджером по горизонтальным поверхностям.  Сказать проще ‒ занимался мойкой полов, окон и другой уборкой. Подростковый опыт научил – легких денег нет. Если ты не даешь ценности, то тебе не платят.

Запах капитала и вкус первой прибыли

С каким стартовым капиталом начинал?

Накопленные деньги со связи нужно было использовать на дело. Иначе они ушли бы на квартиры, машины и прочие «нужные» вещи. Наши сверстники так и поступали, мы же решили, что сначала нужно создать капитал, а уж потом пользоваться дорогими игрушками.

На бар планировали потратить около 6 млн руб. Рассчитывал бюджет на основании полученных в Москве знаний. В итоге на момент открытия было вложено 9 млн руб. Через два года, когда я приблизился к точке окупаемости, было вложено 15 млн руб. На сегодняшний момент бар отбит и приносит доход.

Собственное дело преподало урок. При открытии бизнеса любой, даже пессимистичный расчет вложений нужно умножать на 1,4. Это поможет не остаться без денег на руинах недостроенного кафе, у дорогих станков, которые простаивают из-за нехватки денег на сырье, в роскошном, но пустом офисе с видом из окна на центр города.

А как ты осознал, что вышел на точку окупаемости, и какой был размер первой чистой прибыли?

После второго дня рождения бара я рассчитался со всеми поставщиками, окончательно раздал долги. На руках у меня оказались чистые 27 000 рублей. Мой первый, по-настоящему, чистый доход.

Через пару месяцев денежные ручейки превратились в реки. Доходы росли. С каждым днем работать становилось легче.

Рисунок 3. Первый зал бара 113

Рисунок 3. Первый зал бара 113

Главное в общепите

Присутствует ли сезонность в работе бара?

Многие рестораторы говорят: «сезонность есть, и она зависит от города». В Новосибирске либо очень холодно, либо крайне жарко. Это и есть проблема сезонности. В первом случае клиенты сидят по домам, во втором ‒ уезжают на дачи. Поэтому для нашего города как таковой сезонности в прямом смысле нет, просто зависим от погоды. Есть, конечно, еще праздники, банкеты и торжества. Важно вовремя подстраивать предложения для потребителей, и тогда можно нивелировать сезонности.

Что самое важное в твоем бизнесе, без чего он не будет работать?

Стандарты обслуживания должны быть прописаны, подписаны, донесены до сотрудников. Накрепко отложиться в головах у всей команды. Чтобы правила отскакивали от зубов, как в школе. Разбуди человека ночью, все расскажет. Если сотрудник отказывается принимать наши стандарты, он нам не нужен. Сервис ‒ это основа бизнеса, а дальше уже у всех свои особенности. Важный момент ‒ цели и миссии. Надо их понимать и следовать им. Если написано, что мы рады каждому клиенту, то это должно быть видно по официантам, поварам и даже уборщице.

HoReCa как стиль жизни

Какие плюсы и минусы в ресторанном бизнесе?

Есть мнение, что ресторанный бизнес ‒ самый сложный. Когда мне говорят: «Андрей, ты смог достигнуть успеха в таком сложном деле?», я понимаю ‒ все не зря. У сферы HoReCa куча нюансов. Тонко, как с девушкой. Все что угодно может произойти в голове у нашего потребителя. Сегодня он доволен абсолютно всем, а завтра ушел в еще один прикольный, качественный и забавный бар по соседству.

Мы с удовольствием меняемся и подстраиваемся. Некая постоянная холодная война, в которой приходится участвовать против конкурентов в борьбе за сердце наших гостей.

Справка. HoReCa – это философия гостеприимства. Теплая обстановка, продажа продукции в месте потребления.

Рисунок 4. Второй зал бара 113

Рисунок 4. Второй зал бара 113

Налоговая и проверки

А какая система налогообложения применяется в баре, и как работаете с проверяющими органами?

Сейчас используем единый налог на вмененный доход. Полезная площадь заведения вместилась в лимит 150 квадратов. Плюс упрощенная система налогообложения в 6% процентов, доходы минус расходы, т.к. приходят поступления от юридических лиц за корпоративы.

Я подозреваю, что, по сравнению с Москвой и Питером, наши проверяющие органы относятся к бизнесу достаточно лояльно. Но это не значит, что мы наглеем. Я изучил много информации о возможных проверках и нарушениях. Постарался их минимизировать. Почему говорю минимизировать? Потому что никогда абсолютно всем не угодить. Недавно у меня была встреча с пожарной инспекцией, указали на недостатки. Кстати, в офисе инспекции установлена система пожарного оповещения с теми же ошибками, которые они нашли у меня.

С Роспотребнадзором я познакомился с самого начала. Дружил, задавал вопросы о возможных нарушениях и устранял недочеты до официальной проверки. С ветеринарным надзором мы тоже общаемся, выполняем их требования. Безопасность наших гостей зависит от качества мясных продуктов.

Это важно! Согласование помещения с Роспотребнадзором (СЭС) для общепита.

После громкого отравления алкоголем в Питере приходил Отдел по борьбе с экономическими преступлениями с проверкой. Я всячески им содействовал. Мы и так всегда покупали алкоголь только у проверенных поставщиков с декларациями, а после участившихся проверок стал лично контролировать закуп. Ведь один промах может стоить репутации целого бара. Так что проверок бояться не стоит. Нужно лишь соблюдать требования, тем более, что это не так дорого.

Рисунок 5. Фирменная подача ростбифа

Рисунок 5. Фирменная подача ростбифа

Кризис, интернет и технологии

Были ли какие-то затруднения или изменения, связанные с кризисом 2014 года, санкциями?

Кризис даже не почувствовали. Я все ждал, когда же до нас докатится? Хотя, хамон исчез, рыба подорожала. Но делать нечего, подстроились. Поменяли позиции, подняли цену. С сырами стало труднее. Сыродельческий рынок таял из-за скачка курса валют. Клиенты продолжали ходить, но тратили заметно меньше денег. Чаще покупали выпивку, реже ‒ деликатесы.

Ваш бар представлен в интернете? Мне кажется сейчас это важно.

Да, современный бар обязан не отставать от Digital-маркетинга. Я стараюсь создать максимальное количество точек входа. Мне кажется, это влияет на имидж заведения.

Для этого у нас есть сайт, группы вконтакте, фэйсбуке, страница в инстаграм. Все социальные сети ведет smm-менеджер. Сайт заказывали у фрилансера. Мы наполняем страницы своим контентом, рекламой, акциями, постим события, иногда выкладываем рецепты. Стараемся нести полезный контент, а не просто заваливать нашу двенадцатитысячную аудиторию подписчиков рекламой.

Рисунок 6. Фирменные значки с логотипом бара 113

Рисунок 6. Фирменные значки с логотипом бара 113

Франшиза и советы начинающим

Какие планы развития?

Планы строим масштабные. Хотим открыть вторую точку в Новосибирске, а затем еще несколько по стране.

Недавно упаковали бизнес во франшизу. Уже начато ее продвижение. Планируем расти по городам России. Есть спрос, конечно, не такой повальный, как на бургерные. Но три-четыре человека в неделю звонят. Хотя условия для входа сложные, люди все равно интересуются, уходят «на подумать». Думаю, что-то обязательно получится.

Что порекомендуете читателям и тем, кто планирует создавать бизнес?

Не отчаивайтесь и не сдавайтесь. Все что ни происходит, все к лучшему. В худшем случае вы потеряете деньги, но получите опыт. Боритесь, вставайте, продолжайте. Делайте то, что нравится. Если не нравится, то лучше продавайте, забирайте свои доли и занимайтесь тем, что по душе.

Второй совет: не принимайте бизнес слишком близко к сердцу, не относитесь как к ребенку. Иначе потом очень сложно справляться с проблемами. Сложно отделить эмоциональное от профессионального.

Надеюсь, я чем-то помог. Удачи в бизнесе!

Рисунок 7. Рабочее место Андрея Васина

Рисунок 7. Рабочее место Андрея Васина