Если вам не интересна торговля продуктами питания, сфера обслуживания или вендинг-бизнес, предлагаем вам необычный и творческий вид современной и очень интересной занятости, которая к тому же может быть и весьма доходной. В данном материале вы узнаете, как организовать и запустить интернет-радиостанцию и начать зарабатывать деньги на собственном хобби. В статье приведены расчеты начального капитала, необходимых финансовых вливаний и сроки окупаемости. Сразу стоит оговорить, что данный вид бизнеса подходит для людей, которые не боятся быть публичными и популярными.


Немного о сфере деятельности

Интернет-радиостанция – это вид средств массовой информации, который на текущий момент не подлежит обязательному лицензированию и сертификации. Осуществление трансляции проходит в сети Интернет. Сегодня существует огромное количество интернет-волн, которые основаны на музыкальном нон-стоп вещании и узко делятся по музыкальным стилевым направлениям, например «Радио Дождя», «Love Summer», «Релакс ФМ», «Metal on Air», «Radio Ethnomusic», «RapOnlineRadio» и мн.др. Также интернет-аналог есть практически у всех FM-радиокорпораций – LoveRadio, Русское Радио, Радио Максимум и т.д..

Как правило, если радиостанция только узкотематическая и музыкальная волна, то такой вид деятельности требует только вложений в техническое оснащение и не подразумевает почти никаких регулярных затрат. Исключением может стать незначительная сумма на оплату авторского контента (до 3,5-4 тыс.руб/мес). Заработок у интернет-радиостанций может присутствовать как в виде транслируемой рекламы или ротационных песен (когда исполнитель проплачивает звучание своей композиции), так и отсутствовать вообще.

Как можно на этом заработать при таком уровне конкуренции?

Ключевой момент в организации интернет-радио как средства заработка – его концепция и отличие от всего того,  что представлено на рынке. В данной статье мы предлагаем рассматривать узкоконцептуальную волну, ориентированную на 1-2 из нижеперечисленных сегмента:

  • географическое место (городское, региональное, радио одного района);
  • возрастной предел (молодежное, для людей среднего возраста);
  • музыкального направления (не рекомендуется в чистом виде в виду высокой конкуренции именно в этой плоскости);
  • хобби и общие интересы (радио для кулинаров, дайверов, байкеров, молодых мам и т.д.)

Именно ориентация на узкую целевую аудиторию (рекомендуется совмещать первый (географический) и последний (хобби) сегменты для построения концепции и идеи) позволит гарантированно привлекать к бизнесу рекламодателей – людей, которые будут платить  за рекламу их товаров и услуг для аудитории слушателей. Например, если волна будет для кулинаров одного города, в число потенциальных рекламодателей могут входить продовольственные супермаркеты, магазины, рынки, расположенные в городской черте, а также заведения общественного питания данного города. Косвенным второстепенным пластом потенциальных рекламодателей такой волны с учетом узкой ее специализации, становятся товары для женщин, дома, отдыха.

Отличительные особенности и концепция бизнеса

Основное, что нужно знать при организации интернет-радиостанции – это азы массового привлечения внимания. По сути, надо просто разбираться в том вопросе, которому посвящена идея радио и иметь большой информационный потенциал – тем, чем будет интересно делиться со слушателями. Люди, которые будут непосредственно вести эфир, должны владеть дикторским и ораторским мастерством, а также обладать личной харизмой. В противном случае даже очень интересный контент слушать будет просто невозможно.

Сам бизнес состоит из двух ключевых этапов:

  1. Создание непрерывного узкоориентированного потока информации с музыкальным сопровождением для привлечения аудитории;
  2. Продажа эфирного времени в целях размещения рекламы.

Таким образом, чем более интересным будет формат и идея вещания, тем больше сможет заработать такая студия.
Для организации интернет-радио с нуля вовсе не обязательно снимать дополнительное помещение и арендовать дорогостоящую технику. Все можно сделать в одной из комнат обычной квартиры (отдельное помещение позволит избежать посторонних шумов в эфире, что отличает низкосортный продукт).

Второе, на что стоит обратить внимание – это законодательство в сфере регулирования рекламы и СМИ. В частности необходимо согласовывать деятельность с законом РФ «О рекламе», который строго ограничивает процент времени вещания, отведенного под рекламу (не более 20%) и продукт для рекламирования (запрет на рекламу спиртного и табачных изделий).

Что продавать и кому?

Как уже упоминалось выше, потенциальные клиенты – это не радиослушатели, а те предприятия и организации, которым интересен данный потребительский сегмент. Т.е. радиостанция относится к категории В2В (business to business).
Продукт, который предлагается к продаже – эфирное время для рекламы в той или иной форме. Это могут быть:

  • прямые рекламные ролики;
  • программа или рубрика, написанные под рекламодателя (например, рубрика рецептов «Готовим с «Олейной»);
  • спонсорство;
  • розыгрыши призов и конкурсы от рекламодателей;
  • прямые интервью с представителями компаний-рекламодателей (например, интервью с шеф-поваром одного из городских ресторанов);
  • запуск в ротацию песен за определенную оплату для раскрутки исполнителя.

Как можно зарабатывать на этом в дальнейшем, примеры развития:

  • а) организация видеопотока из студии с помощью веб-камеры;
  • в) создание базы для общения слушателей в реальном режиме времени с помощью чата;

Это возможность слушателям полностью окунуться в эфир, это привлекает внимание, расширяя возможности самого радио, это позволит размещать в студии рекламные плакаты спонсоров и общаться в чате от имени рекламодателя и т.д.
За наиболее распространенную единицу для тарификации принимается секунда эфирного времени. Средняя стоимость ее в интернет-пространстве России составляет в среднем 4,3 рублей. Средняя длинна рекламного ролика – 20 секунд, т.о. получаем 80-85 рублей за 1 рекламный выход (обычно такая цена приемлема для станции с аудиторией не менее 4000 человек).

Где и как продавать?

Наиболее обосновано открытие интернет-радиостанции в городе с населением не менее 300-400 тыс. человек, а лучшее время для запуска – середина осени-начало зимы, когда повышается количество интернет-пользователей и увеличивается период вовлеченности людей.

Для того чтобы в короткие сроки набрать максимальное число слушателей, следует продвигать станцию в социальных сетях, на городских форумах, с помощью таргетированном рекламы. Сразу стоит создать коммерческое предложение для рекламодателей и предлагать участвовать в раскрутке радиостанции с самого начала на условиях взаимного продвижения.

После получения стабильно высоких рейтингов и количества слушателей. Необходимо приступать к активным продажам рекламного времени. При этом целесообразно, чтобы радио выступало информационным партнером всех проводимых в регионе тематических мероприятий (например, открытие ресторана или дегустация вин для кулинарной волны).

Положительные и отрицательные стороны бизнес-проекта

плюсыминусы

Узкий потребительский сегмент, который привлекает конкретных рекламодателей

Необходимость длительной и серьезной подготовки

Возможность четко отслеживать количество слушателей (чего не может ФМ радио)

Обязательное наличие разговорных навыков и технической грамотности

Сравнительно малые входные затраты

Постоянная деятельность, не предусматривающая перерывов и выходных

Возможность совмещать увлечения с работой

Необходимость в самопродвижении

Отсутствие серьезного частотного контроля и цензуры

 

Основные start-up этапы

  • Создание и утверждение концепции вещания (темы радиостанции);
  • Создание высокотехнологичного интернет-сайта;
  • Закупка оборудования и оформление студии;
  • Запуск эфира и одновременно – самопродвижения;
  • Запуск продаж и выпуск первой оплаченной рекламы.

Технико-экономическое обоснование открытие интернет-радиостанции*

Какое оборудование требуется для реализации идеи?

Для полноценного вывода в интернет-эфир контента вашей радиостанции понадобится специфическое оборудование, которое позволит транслировать выбранную музыку и голосовые выходы ведущих, а также какие-то программы и ролики (в том числе и рекламные) в записи. Также это оборудование даёт возможность живого звучания в прямом эфире музыкальных инструментов.

Наименование

Назначение

Цена, в руб.

Mackie ProFX12 12-канальный микшер с процессором эффектов

Диджейский микшерный пульт, позволяющий осуществлять руководство эфиром

12880 руб

Behringer C1 Studio студийный конденсаторный микрофон, 2 шт

Основной и гостевой микрофоны предназначены для голосового вывода в эфир

2250*2 руб

Audio-Technica ATH-M30 студийные наушники, 2 шт

Основные и гостевые наушники позволяют контролировать уровень шумов и громкости во время ведения эфира

2500*2 руб

Akai PRO RPM3 настольные контрольные мониторы

Колонки на столе, через которые осуществляется контроль эфира (аналог наушников)

6140 руб

DBX 166XSV 2-канальный компрессор/лимитер/экспандер/гейт

Позволяет вручную менять настройки звучания и контролировать шумы в эфире

7790 руб

Итого: 36 310 рублей

Сколько нужно средств, чтобы начать бизнес?

  • Основные капитальные вложения – это оборудование, которое может быть перепродано с минимальными потерями (до 20% цены):  36 310 рублей
  • Дополнительное оборудование (интернет-сайт, компьютер с ширококанальным доступом в интернет, стационарный телефон, коммутация, ПО для вещания (можно обойтись WinAmp или купить специализированный софт Megamix http://www.allradiosoft.ru/soundsoft/megamix.htm):  40 000 рублей;
  • Рекламные и организационные расходы: 25 000 рублей.

Итого: 101 310 рублей, где 35,8% – вложения в оборудование и  39,5% - дополнительные расходы, которые можно экономить.

Сколько можно заработать на этом  бизнеса?

Итого инвестиции в проект составляют 101 310 рублей.

Ежемесячные расходы на содержание радио, включающие заработную плату трёх специалистов, рекламу, расходы на использование авторского контента и докупку расходников, составит в среднем 80 000 руб.

Оценим возможный ежемесячный доход от радиостанции: В таблице 1 представлен ожидаемый ежемесячный доход в зависимости от роста аудитории слушателей, при условии  соответствия по качеству вещания  топовым радиостанциям и ценам, рассчитанным по средней цене рекламы на радио (4,3 руб/сек):

Табл. 1

Аудитория, чел/сутки

Стоимость 1 сек рекламы на IP-радио, руб (аудитория IP-радио*ср. цена рекламы на радио/средняя доля аудитории)

Ежемесячный доход
(1 рекламный выход в час по 3 минуты в течении 10 часов эфирного времени=30минут/сутки или 900минут/месяц)*, руб

Срок окупаемости, мес

500

0,5×4,3÷3,7=0,58

900минут/мес*0,58руб/сек*60сек=31320

Это период вложений

1000

1×4,3÷3,7=1,16

900минут/мес*1,16 руб /сек*60сек=62756

Это период вложений

1500

1,5×4,3÷3,7=1,74

900минут/мес*1,74 руб н/сек*60сек=94135

101310/(94135-80000)=7,1

2000

2×4,3÷3,7=2,32

900минут/мес*2,32 руб н/сек*60сек=125280

101310/(125280-80000)=2,23

2500

2,5×4,3÷3,7=2,9

900минут/мес*2,9 руб /сек*60сек=156600

101310/(156600-80000)=1,3

Стоит обратить внимание, что расчеты являются относительными и уместны при заполнении 100% рекламных блоков (900 минут в месяц)

Рассчитаем минимальную цену рекламы на  интернет-радио (из расчета 900 рекламных минут в месяц):

Цена рекламы, при которой инвестиции в проект окупятся за 12 месяцев: (первоначальные вложения 101 310+ ежемесячные расходы 80 000*2 (2 месяца без дохода))/12 месяцев+80 000 руб/мес)/максимальная ёмкость рекламных минут900мин/мес/60 сек = 1,88 руб/сек, что соответствует минимальной аудитории в 1500-2000 человек.

Т.е. при цене секунды рекламы в 1,88 руб и аудитории в 1500-2000 человек радиостанция полностью окупится за 12 месяцев. Если аудитория будет меньше, то цена рекламы 1,88 руб будет завышенной и эффективность ее ниже. После набора минимальной аудитории, доход от проекта будет зависеть от эффективности продаж и возможности продать 900 рекламных минут в месяц.

Таким образом, надо понимать, что для успешного развития радиостанции необходимо ее наполнять такой музыкой и информацией, которая привлечёт как можно больше людей. Это позволит пропорционально увеличивать стоимость рекламы (см.табл.1) и, соответственно, повышать доходность бизнеса.