Открыть ресторан под вывеской известного заведения несложно. Тем более, что это доступно для малого бизнеса – стоимость франшизы «Сабвей» в России всего 7 500 долларов. Однако вопросы с поставщиками (помимо стратегических партнеров), обучением персонала и закупкой оборудования франчайзи придется решать самостоятельно.

Subway – это крупнейшая в мире сеть заведений быстрого питания. Распространение она получила благодаря использованию франчайзинга, предлагая партнерам понятный алгоритм работы и большую свободу действий. Под вывеской «Сабвей» работает более 40 тыс. ресторанов, а число стран, где представлена компания, перевалило за сотню.

Рис. 1. Присутствие компании в странах

Рис. 1. Присутствие компании в странах

Название вовсе не говорит о принадлежности к подземке (в переводе на англ. Subway – это метро), оно образовано от двух слов и означает сэндвич в виде подводной лодки, потому что именно эти блюда и составляют основу меню.

Немного истории

Первое заведение открылось в 1965 году. Его основали Питер Бак и Фред Делюка, которому потребовались средства для оплаты учебы. Стартовый капитал был 1000 долларов в виде банковской ссуды. Несколько раз менялось название ресторанов, через несколько лет после основания лет оно было изменено в последний раз на Subway.

Изначально количество заведений увеличивалось собственными силами компании, однако с 1974 года было принято решение перейти на систему франчайзинга. После этого последовал стремительный рост сети.

Концепция меню ресторана

Основное блюдо в меню – это сэндвич. Причем продаются не готовые варианты, а посетитель может выбрать размер булки, состав начинки, соусы, которые он хотел бы попробовать. Возможны разные сочетания продуктов, а сам сэндвич приготавливается на глазах клиента. Таким образом, заведение подчеркивает свой слоган, согласно которому используются только свежие ингредиенты («Ешь свежее!»). Клиентам предлагают несколько видов хлеба, соусов, мяса, овощей. Ингредиенты также зависят от национальных особенностей.

Другие блюда продаются в готовом виде. Можно заказать салаты, картофель фри, в некоторых заведениях готовят пиццу и печенье. Большинство напитков безалкогольные, однако в российских ресторанах продают пиво.

Как устроено заведение

Несмотря на то, что Subway считается рестораном, никаких официантов здесь нет. Заказ принимает сотрудник, который работает за стойкой. В небольших заведениях он же готовит сэндвичи. Через стойку работают и на фуд-кортах торговых центров. Однако это не единственный формат. Также сеть активно использует павильоны, которые занимают меньше места и их можно расположить в людных местах. Можно открыться и в отдельно стоящем здании.

Распространение сети

На 31 января 2016 общее количество заведений составляет 44 589 шт. Больше всего ресторанов открыто в США (26 998), на втором месте Канада (3 250), тройку замыкает Англия (2 119). В России работает 641 заведение.

Можно выделить две причины стремительного роста:

Рестораны можно открывать в небольших населенных пунктах, где бы большие затраты на бизнес не окупились бы. Меню позволяет полностью использовать продукцию местного производства: хлеб для сэндвичей, например, выпекается в самом ресторане.

В Россию компания пришла в 2004 году.

Статистика по России (по материалам «РБК»):

  • паушальные взносы с момента открытия в России первого ресторана по франшизе на 2014 г. – 5,8 млн долл.;
  • мировые продажи «Сабвей» в 2013 – 18,1 млрд долл.;
  • размер роялти, которые ежегодно перечисляются владельцу франшизы – 6,4 млн долл.

Франшиза Subway в России

Открыть ресторан может любой желающий. Владелец франшизы Subway не накладывает никаких ограничений на выбор места. Заведения могут располагаться в шаговой доступности друг от друга. Этот принцип работы с франчайзи зачастую становится причиной недовольства со стороны партнеров, т.к. расположенные рядом рестораны начинают конкурировать между собой. Впрочем, для здоровой конкуренции есть все предпосылки: у компании отсутствует регламент работы и меню. Ингредиенты сэндвичей остаются на усмотрение предпринимателя.

В России франшиза продается от ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани», в настоящее время заведения представлены в 130 российских городах.

Преимущества работы:

  • открытые условия франшизы «Сабвей» (ознакомиться с ними можно на сайте компании);
  • минимальные требования для открытия своего ресторана по сравнению с другими предприятиями быстрого обслуживания;
  • поддержка (консультации, дизайн-проект, обучение 2 недели, выездные мероприятия в разных российских городах);
  • разные форматы заведений (на фуд-корте, отдельное помещение, киоск).

Среди минусов – конкуренция и отсутствие взаимодействия с франчайзи по вопросам оборудования (придется покупать предпринимателю или брать в аренду), меню и поставок продуктов. То есть, по сути, в стоимость входит возможность работать под известным брендом, маркетинговые материалы и кое-какая информация по вопросам ведения бизнеса. Кроме того, чтобы открыть предприятие в Крыму, нужно обращаться в головной офис компании, в США.

Таким образом, на одной чаще весов – почти полная свобода действий, на другой – многое придется делать самостоятельно. Про франшизу Макдональдс, к примеру, почти ничего неизвестно, ее условия являются коммерческой тайной и просто так никому не разглашаются.

Рис. 2. Фастфуд в России по данным «РБК», май 2014

Рис. 2. Фастфуд в России по данным «РБК», май 2014

Быстрое распространение в России связано с политикой компании – она не закрепляет за франчайзи целые регионы, как это делает KFC.

Условия и необходимые требования

Для старта необходимо помещение (собственное или арендованное) и инвестиции в размере 4-6 млн руб. В эту сумму заложены все расходы, связанные с открытием ресторана и первыми месяцами работы. Более подробную информацию и расчет на основе конкретного примера можно получить после регистрации в качестве потенциального франчайзи. Причем можно узнать финансовые показатели любого заведения, но после проверки будущего партнера.

Сетка расходов такая:

  • $7500 долларов цена франшизы «Сабвей», вступительный взнос за первый ресторан;
  • 8% (+НДС) – ежемесячные платежи за право использования интеллектуальной собственности компании;
  • 3,5% от оборота на маркетинг, причем 2% франчайзи должен потратить на маркетинг своего ресторана.

В связи с ростом курса доллара по отношению к рублю, «Сабвей» с июня 2015 года снизила размер паушального взноса с 12 000 долларов до 7 500. Причем 7 500 придется заплатить только за первый ресторан, остальные обойдутся дешевле (второй 5 625 долл., третий и последующие – 3 750).

Рис. 3. Расходы франчайзи, «РБК», май 2014

Рис. 3. Расходы франчайзи, «РБК», май 2014

Требования к помещению гибкие – на фуд-корте хватит и 40-50 кв. м, в отдельно стоящем помещении достаточно 80-120 кв.м. По коммуникациям все стандартно: подведение воды, канализация, приточно-вытяжная вентиляция, мощность электросети 30 кВт. Также важно наличие интернета и телефона.

Другие моменты:

  • Франшиза может быть зарегистрирована на любую компанию, если в кодах деятельности указано общественное питание.
  • Сеть использует свою систему учета, работе в программе обучают в центре франчайзи в Санкт-Петербурге.
  • В меню ресторана должна быть продукция PepsiCo или Efes, эти компании являются стратегическими партнерами сети в России.

Несмотря на относительную свободу в выборе поставщиков, есть некоторые ограничения по напиткам. В 2014 году разразился крупный скандал вокруг сети ресторанов – франчайзи уличили «Сабвей» в завышении цен на газированную воду PepsiCo и перестали платить роялти. Коллективную жалобу подали несколько владельцев ресторанов (12% всех открытых в России точек). Конфликт удалось урегулировать. Однако это не первый спор вокруг поставщиков напитков. Так, ранее в ходе подобного разбирательства с «Балтикой» с некоторыми предпринимателями франчайзер предпочел расторгнуть договор.

Выводы

Стоит или нет открывать заведение по франшизе «Сабвей» – дело, конечно, личное. Но нужно иметь в виду, что это американская компания, поэтому на фоне текущей политической и экономической обстановки в России и мире нужно быть готовым ко всему. К примеру, в торговых центрах двух столиц отмечается падение посещаемости, соответственно, меньше выручка с фуд-кортов.

Примерно также обстоят дела в других регионах. В Новосибирске в середине 2015 отмечается проседание рынка общепита на 7%, в результате чего на город-миллионник остался один ресторан «Сабвей», остальные закрылись.