В России на протяжении нескольких лет наблюдается рост рождаемости наряду с уменьшением количества дошкольных учреждений. На этом фоне открытие детских развивающих центров является перспективным направлением бизнеса. Открыть детский клуб можно, купив франшизу. Затраты в среднем составят около 1-2 млн руб.


Франшизы детского развивающего центра: что предлагает рынок

Желающие открыть собственный бизнес могут пойти двумя путями: нарабатывать опыт самостоятельно или же воспользоваться готовым решением. Покупка франшизы позволяет получить уже опробованную и оправдавшую себя бизнес-модель, которую остается только грамотно внедрить в условиях своего города. Для тех, кто задумывался об открытии детского развивающего центра, франчайзинг – хороший способ сэкономить время на развитии и продвижении своего бренда.

Примечание: Ознакомиться с основными понятиями франчайзинга можно здесь.

Что же предлагает современный российский рынок в данном сегменте? За последние несколько лет в этой сфере появилось множество интересных предложений.

Выборочно рассмотрим в качестве примера 5 франшиз детского развивающего центра.

Таблица 1. Обзор предложений по открытию детских центров

Название

Затраты на открытие

Паушальный взнос

Всего вложений

Центр развития детей «Тили-Дом»

1 134 000 руб.

200 000 руб.

1 334 000 руб.

ДЦ «Озорная ромашка»

1 595 000 руб.

250 000 руб.

1 845 000 руб.

ДЦ «Сёма»

от 300 000 руб.

120 000 руб.

от 420 000 руб.

Детский развивающий центр «Уникальный ребенок»

от 600 000 руб.

от 120 000 руб.

от 720 000 руб.

Детский развивающий центр «ЯСАМ»

1 500 000 руб.

от 190 000 руб.

от 1 690 000 руб.

Как видим, подобный вид бизнеса требует довольно значительных затрат. Оправданы ли они? Рассмотрим плюсы и минусы самого принципа работы по франшизе.

В чем суть открытия детского клуба по принципу франчайзинга

Открытие центра развития детей, как и любого бизнеса, требует от начинающего предпринимателя знаний в следующих основных областях:

  • организация и управление данным направлением деятельности;
  • технологические процессы;
  • бренд-менеджмент и продвижение;
  • управление персоналом;
  • знание основ стандартизации и сертификации, требований, предъявляемых различными инстанциями к помещению, персоналу, ведению отчетности, налогообложению и т.д.

Поскольку такой бизнес затрагивает сферы сохранения здоровья и безопасности ребенка, требования к его ведению предъявляются гораздо более жесткие. Малоопытному в данной сфере человеку проще купить уже готовую бизнес-модель и получить все необходимые инструкции и рекомендации.

Что получает покупатель франшизы детского центра (ДЦ):

  • учебно-методический комплекс (учебные планы проведения занятий, конспекты, готовые программы);
  • отработанную маркетинговую технологию (узнаваемый бренд, наиболее эффективные рекламные каналы, готовый логотип, макеты баннеров, листовок);
  • информацию о структуре внутренних бизнес-процессов (документооборот, кадры, учет и отчетность и т.д.)

Основными покупателями франшиз выступают две категории бизнесменов:

  • начинающие предприниматели, имеющие мало опыта в организации ДЦ;
  • те, кто разделяет базовые принципы и ценности материнской компании, и желающие примкнуть к деятельности известного бренда.

Какие перспективы у детских центров в России

Как направление деятельности, ДЦ весьма перспективны: рост рождаемости, наблюдающийся с 2000-х годов, и одновременное уменьшение числа детских дошкольных учреждений привел к тому, что имеющиеся детские сады переполнены. Во многих регионах устроить ребенка в садик является проблемой из-за нехватки мест. В то же время рынок частных нянь слабо развит, практически не контролируется государством, а качество услуг и безопасность остаются под вопросом.

В настоящее время российская система дошкольного образования включает в себя менее 50 000 учреждений, охватывающих около 66% детей в возрасте от 1-6 лет. И число этих учреждений на протяжении последних лет снижается.

Таблица 2. Число организаций дошкольного образования в РФ (на конец года)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Прирост по отношению к 2014 г.

Всего организаций, тыс.

в т.ч.:

51,0

50,1

49,4

48,6

-4,7%

в городах

27,1

26,6

26,3

26,2

-3,3%

в сельской местности

23,8

23,5

23,1

22,5

-5,4%

Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики

В то время как число воспитанников за аналогичный отрезок времени возросло.

Таблица 3. Число воспитанников системы дошкольного образования в РФ (на конец года)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Прирост по отношению к 2014 г.

Всего организаций, тыс. человек

в т.ч.:

6813,6

 

7151,6

7342,9

7477,9

9,7%

в городах

5415,6

5693,8

5856,3

5976,5

10,3%

в сельской местности

1398,0

1457,7

1486,6

1501,5

7,4%

Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики

Налицо переукомплектация групп в детских дошкольных учреждениях.

Примечание: По данным статистики, на конец 2016 г. на 1 воспитателя детского сада приходилось 14 воспитанников.

Таким образом, не все желающие имеют возможность получить место в детском дошкольном учреждении. И не все родители согласны на качество оказываемых услуг, учитывая переполненность групп. Частные же детские сады доступны не всем из-за высокой стоимости услуг. На этом фоне развивающие центры с малыми группами и современной развивающей программой являются хорошей альтернативой, а стало быть – перспективным направлением бизнеса.

Для сведения: В 2018 г. стоимость услуг государственного детского сада в Москве составляет 1,5-3 тыс. руб., частного – 20-40 тыс. руб. в месяц.

Какие расходы несет покупатель франшизы

Приобретая франшизу, покупатель берет на себя обязательство по уплате:

  • первоначального (паушального) взноса;
  • ежемесячных отчислений (роялти), обычно составляющих 2-6% от месячной выручки.

Кроме того, франчайзи попадает в рамки ограничений и регламентов, установленных владельцами бренда. Любые отклонения от корпоративного стандарта требуют согласования с материнской компанией. В случае расторжения договора придется уплатить значительный штраф –это предусматривается условиями договора.

Стандартные условия франшиз детских центров

Рассмотрим, какие условия предлагают франчайзеры своим будущим партнерам.

Центр развития детей «Тили-Дом»

Рис. 1. Логотип центра «Тили-Дом»

Рис. 1. Логотип центра «Тили-Дом»

Развивающий центр в сочетании с мини-садом. Бренд существует с 2011 г.

Основные характеристики:

  1. Оборот от 500 000 руб. в месяц.
  2. Заявленная рентабельность бизнеса – 38%.
  3. Стартовые инвестиции – от 1 134 000 рублей.
    Срок окупаемости, в среднем: 9 месяцев.
  4. Роялти – 15 000 руб. с третьего месяца работы.
  5. Собственных предприятий: 1.

Центр предлагает услуги детского сада, 20 программ развивающих занятий, услуги логопеда. Также дополнительный доход приносит сдача помещений в аренду под детские праздники.

Особенности:

  • сенсорная комната;
  • зал для танцев;
  • студия мультипликации;
  • группа выходного дня;
  • услуга «детский сад на час».
Рис. 2. Большая игровая комната

Рис. 2. Большая игровая комната

Рис. 3. Спальня

Рис. 3. Спальня

Рис. 4. Студия танцев

Рис. 4. Студия танцев

Детский центр «Озорная ромашка»

Рис. 5. Логотип центра «Озорная ромашка»

Рис. 5. Логотип центра «Озорная ромашка»

Бренд существует с 2015 г.

Основные характеристики:

  1. Оборот от 350 000 руб. в месяц.
  2. Стартовые инвестиции – от 1 595 000 рублей.
  3. Срок окупаемости, в среднем: 19 месяцев.
  4. Роялти – 10 000 руб.
  5. Собственных предприятий – 3.

Центр предлагает услуги детского сада, групп кратковременного пребывания, услуги проведения детских дней рождений.

Особенности:

  • занятия с логопедом и психологом-дефектологом, в т.ч. для детей с задержками развития;
  • кукольный театр;
  • прикладное творчество;
  • изостудия;
  • английский и французский языки.
Рис. 6. Комната для подвижных игр

Рис. 6. Комната для подвижных игр

Рис. 7. Комната для занятий прикладными видами творчества

Рис. 7. Комната для занятий прикладными видами творчества

Рис. 8. Игровая комната

Рис. 8. Игровая комната

Детский центр «Сёма»

Рис. 9. Логотип центра «Сёма»

Рис. 9. Логотип центра «Сёма»

Бренд существует с 2002 г.

Основные характеристики:

  1. С 2016 г. входит в рейтинг «25 самых выгодных франшиз России».
  2. Оборот – от 350 000 руб. в месяц.
  3. Стартовые инвестиции – от 300 000 рублей.
  4. Срок окупаемости, в среднем: 4-8 месяцев.
  5. Роялти – 7 000 руб.
  6. Собственных предприятий – 3.
  7. Партнеров – 342.

Центр предлагает несколько форматов франшизы:

  • ДЦ;
  • ДЦ и группа неполного дня;
  • детский сад;
  • «фри-фло» (занятия на небольших площадках);
  • игровая комната.

Особенности:

  • программа «Доктор онлайн»;
  • программа «Семейный психолог онлайн».
Рис. 10. Игровая комната

Рис. 10. Игровая комната

Рис. 11. Комната для занятий творчеством

Рис. 11. Комната для занятий творчеством

Подробнее о центре «Сёма» смотрите в видео:

Детский развивающий центр «Уникальный ребенок»

Рис. 12. Логотип ДЦ «Уникальный ребенок»

Рис. 12. Логотип ДЦ «Уникальный ребенок»

Бренд существует с 2006 г.

Основные характеристики:

  1. Оборот – от 370 000 руб. в месяц.
  2. Стартовые инвестиции – от 600 000 рублей.
  3. Срок окупаемости, в среднем: от 6 месяцев.
  4. Роялти – 3 000 руб. с шестого месяца.
  5. Собственных предприятий – 3.
  6. Партнеров – 11.

Центр предлагает 3 варианта франшизы:

  • игровая методика;
  • небольшой детский клуб;
  • крупный ДЦ.

Особенности:

  • художественная студия;
  • собственная методика развития.
Рис. 13. Художественная студия

Рис. 13. Художественная студия

Рис. 14. Комната для занятий

Рис. 14. Комната для занятий

Детский развивающий центр «ЯСАМ»

Рис. 15. Логотип ДЦ «ЯСАМ»

Рис. 15. Логотип ДЦ «ЯСАМ»

Бренд существует с 2000 г.

Основные характеристики:

  1. Оборот – от 300 000 руб. в месяц.
  2. Стартовые инвестиции – от 1 500 000 рублей.
  3. Срок окупаемости, в среднем: от 12 месяцев.
  4. Роялти – 15 000 руб.
  5. Собственных предприятий – 1.
  6. Партнеров – 15.

Предлагается 3 варианта франшизы:

  • студия;
  • мини-клуб;
  • клуб.

Особенности:

  • производство собственной мебели, игрушек и дидактических материалов;
  • разработка программ совместно с Федеральным институтом развития образования.
Рис. 16. Развивающие игрушки собственного производства

Рис. 16. Развивающие игрушки собственного производства

Рис. 17. Комната для занятий

Рис. 17. Комната для занятий

Также на рынке в рассматриваемом сегменте присутствуют и другие франчайзеры:

Таблица 4. Другие предложения рынка ДЦ

Наименование

Уровень вложений

ДЦ «Крошка Ру»

2 180 000 – 2 400 000 руб.

Центр впечатлений «Дети могут»

4 350 000 руб.

ДЦ «Smart Fox»

120 000 – 1 500 000 руб.