Специалисты отмечают, что в 2015 году ресторанный бизнес просел на 30%. В то же время лидеры фаст-фуда активно открывают новые точки – дела у них идут неплохо. По данным компании KFC, за 9 месяцев прошлого года – посещаемость заведений выросла на 33%.

На фоне других королей «куриного» фаст-фуда: McDonald's, Burger King – жареные крылышки полковника Сандерса из Кентукки (Kentucky Fried Chicken) показали наилучшие результаты по итогам прошлого года. Для продвижения на новые территории активно используется KFC франшиза. Сейчас под этим брендом в России действует 467 ресторанов, в том числе 70% – открыто франчайзи. По словам российского Гендиректора Олега Писклова – это соотношение не будет меняться в ближайшие 3 года.

Сети быстрого питания «снимают сливки» в результате движения посетителей в сторону более низкого ценового сегмента (рис.1), в том числе – уличного фаст-фуда. Но объяснить успех KFC только этим обстоятельством нельзя. Вероятно, они сориентировались быстрее других, и удачно использовали свои преимущества: простой ассортимент, демократичные цены и активное дружеское общение в Интернете. Компания умело «подстраивается» под молодежную аудиторию, а это большая часть публики в подобных заведениях.

Рисунок 1. Распределение населения по секторам общепита. Источник: Ведомости, 18.10.2015.

Рисунок 1. Распределение населения по секторам общепита. Источник: Ведомости, 18.10.2015.

Некоторые финансовые показатели KFC

Заведения фаст-фуда KFC принадлежат американской компании Yum! Brands. Раньше она была частью PepsiCo, а в 1997 году была выделена как отдельный бизнес, поскольку снижала общую рентабельность. Директором её стал Дэвид Новак, и к 2012 году прибыльность ресторанов увеличилась в 8 раз.

Более 70% выручки сеть получает за пределами Америки. Всего в мире открыто более 38 тысяч ресторанов в 117 странах (вместе с брендами Taco Bell и Pizza Hut), в них занято полтора миллиона работников. За 2015 год число российских предприятий выросло на 100 единиц (рис.2). Есть они в Казахстане, Азербайджане, Армении, Молдове. Довольно плотно охвачены сетью Китай, Индия – хотя там развиты традиционные виды питания.

Рисунок 2.  Распространение ресторанов сети KFC на территории России. Источник: Сайт KFC.

Рисунок 2. Распространение ресторанов сети KFC на территории России. Источник: Сайт KFC.

Российский представитель NPD Group (компания изучения рыночного спроса) Мария Ванифатова озвучила такие показатели: выручка сетей фаст-фуда за первое полугодие 2015 выросла на 7%, а у трех основных игроков – на 15%. Лидируют в соревновании рестораны KFC, у них вдвое больше. По итогам 2014 года сеть увеличила оборот на 40%, а за 1 квартал 2015 году – на 48%.  Какое «секретное оружие» использовала компания?

В июле прошлого года был внесен законопроект о запрете открытой рекламы фаст-фуда. Однако против него выступили даже Минздрав и Роспотребнадзор. Россия активно готовится к проведению чемпионата по футболу, а среди его партнеров: McDonald's, Coca-Cola. Потери от принятия закона специалисты оценили примерно в 20 млрд. долларов ежегодно. Поэтому, рестораны быстрого питания, скорее всего, будут процветать минимум до 2019 года – ведь разрешили даже рекламу пива.

Интересная история и дружеский подход

История бренда началась в 1952 году, когда отставной американский полковник придумал рецепт воздушной хрустящей панировки для курицы. Рецепт по сей день сохраняется в секрете. Говорят, что причина особого вкуса – 11 специальных травок, придающих куриным крылышкам неповторимый острый вкус. В России первый ресторан был открыт в 2005 году, на базе сети «Ростик'с», также принадлежащей Yum! Brands. В 2011 году был полностью завершен ребрендинг, и все рестораны стали работать под вывеской KFC.

Если присмотреться внимательнее, можно увидеть и более серьезные технологии работы, чем секрет «сказочно вкусной панировки».

  • Формат ресторанов идеально вписывается в облик публичных заведений: крупных торговых центров, кинотеатров-мультиплексов, стадионов. А стоимость аренды в них с наступлением кризиса существенно снизилась.
  • Меню предлагается незатейливое: всего-то около десятка наименований, включая соки и пиво. Ударное блюдо – Баскет, бургеры и жареная картошка. Средняя цена чека около 300 рублей. Поддержание такого ассортимента не требует больших затрат.
  • Рестораны идеально чистые, обслуживание быстрое. Вся еда упакована в фирменные картонные коробочки, напитки в разовых упаковках по 200-400 мл. Не требуется даже вилка: влажные салфетки прилагаются. Для персонала – минимум хлопот по уборке.

Но самое главное: компания грамотно развивает систему лояльности как инструмент повышения прибыли. Переименовывая «Ростик'с», она завела более 130 000 друзей в социальных сетях, устроив акцию «100 000 бесплатных сандвичей». И свой «дружеский интерфейс» поддерживает постоянно. На каждом чеке – скидка 10% при следующем посещении после регистрации на сайте. Многочисленные акции, подарки, баллы – все это привлекает возрастную категорию от 15 до 25 лет. Чего стоит только возможность выставить свое фото на ленте KFC Online и блоггер Сандерс!

Дружеская атмосфера – фирменный стиль ресторанов, распространяющийся даже на персонал. Компания практикует премии, фото с руководителем и шуточные корпоративные награды в виде резинового цыпленка, головки сыра, фигурки верблюда и даже сувенирного Тадж-Махала. И все это работает. Дэвид Новак гордится тем, что его увешанный фотографиями кабинет – «самый нелепый в мире».

Условия для получения франшизы

На официальном сайте KFC франшиза, цена, условия – описаны довольно подробно, в отличие, например, от компании Макдоналдс (рис.3). Тут же можно оформить заявку, заполнить анкету, или связаться с любым из 4-х представителей по административным округам.

Рисунок 3. Франчайзинговое предложение по открытию ресторана KFC.

Рисунок 3. Франчайзинговое предложение по открытию ресторана KFC.

Кроме финансовой стабильности Yum! Brands требует от будущего партнера:

  • соблюдения корпоративной культуры;
  • опыта ведения ресторанного бизнеса;
  • развитых навыков Интернет-пользователя.

Срок окупаемости вложений нигде не просматривается, по косвенным данным называются цифры: 3 – 5 лет. Год назад стоимость открытия одного ресторана, например, на южном Урале оценивалась в 20 – 30 млн. рублей. Франшиза считается надежной, отмечается полное соответствие всем заявленным стандартам, а сама ресторанная концепция довольно «живучей».   

Похожие франшизы

Сфера общепита всегда была прибыльной при условии правильной организации. Поэтому конкурентов в этом бизнесе много, включая и быстро развивающиеся российские компании: Крошка-картошка (1,5-6,5 млн. рублей, 148 точек), Картофан (1-3 млн. рублей, 6 предприятий). Традиционные лидеры в этом сегменте – американские компании. По количеству открытых ресторанов всех обогнал Sabway (франшиза: 5-9,5 млн. рублей, 673 точки). Примерно к этой же категории по стоимости относится Burger CLUB (2,9-3,2 млн. рублей, 80 точек). Это относительно экономичные варианты.

В последние 2 года острая конкурентная борьба наблюдается между первой тройкой игроков: McDonald's (520, ориентировочная цена входа 2-3 млн. долларов), KFC (467, в среднем 700 долларов), Burger King (308, стоимость порядка 24 млн. рублей). Из них только открыто публикует франшизу только KFC. Рост числа посетителей на октябрь 2015 составил соответственно: 2,8%, 33% и 10%.

Выводы. Судя по всему, Yum! Brands предпочитает работать с крупными партнерами, предоставляя право на представительство в целом регионе. Так, например, один из крупных российских франчайзи – ООО «Амрест» владеет сотней ресторанов и планирует к 2018 году открыть еще столько же. Сеть KFC Башкирии (20 заведений) принадлежит компании «Глобал фуд Уфа» (Тимофей Бадиков и Алексей Корнияшик), которые заявляют, что вложили около 300 млн. рублей и приобрели эксклюзивные права на 10 лет.