Российский рынок электронных сигарет растет высокими темпами, антитабачное законодательство пока не коснулось этой сферы, продажа е-испарителей и жидкостей к ним посредством вендинга – новое выгодное направление для организации бизнеса с нуля.

По данным исследовательского центра «Директ ИНФО», объем продаж электронных сигарет в России в розничных ценах  в 2015 году составил более 8 млрд. руб., для сравнения в 2014 г. эта цифра исчислялась 110 млн. долларов, а по прогнозам на ближайшие годы будет расти в среднем на 20% в год. Конечно, при условии, что законодательством не будут вводиться дополнительные ограничение на продажу и потребление «дыма без огня» при помощи электронных устройств.

Наряду с продажей данного вида товаров через интернет и в точках стационарной торговли, предприниматели начинают отдавать предпочтение автоматам по продаже электронных сигарет и жидкости для них. На примере одного из них разберем суть данного бизнеса.

Не противоречит ли закону продажа электронных сигарет через автомат

В настоящее время (июль 2016 г.) закона, прямо запрещающего продажу электронных сигарет через автомат в России нет.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией с использованием автоматов.

Под табачной продукцией согласно Федеральный закон от 22.12.2008г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» понимается табачное изделие, упакованное в потребительскую тару.

В соответствии с разъяснениями, данными Минздравом России от 29.04.2013г. № 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах» электронные сигареты не относятся к табачной продукции.
Таким образом, формального запрета нет, исходя из положений письма Минздрава – ЦИТАТА:
«Касаясь вопроса, затронутого в обращении, о возможности курить электронные сигареты в местах, перечисленных в статье 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ, а также осуществлять их производство, оптовую и розничную торговлю, сообщаем, что, по мнению специалистов Правового департамента Минздрава России, электронные сигареты не могут расцениваться в качестве табачных изделий и подпадать под регулирование статьи 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ».

Таким образом, в настоящее время запрета на данные действия нет, кроме того в России появилась, можно сказать, новая субкультура – людей, которые называют себя вейперами (от англ. water vapor – водяной пар) – любителей курить, вернее парить электронными сигаретами. Благодаря им, бизнес, связанный с торговлей е-сигаретами активно набирает обороты.

В подтверждение актуальности бизнеса по продаже электронных сигарет, достаточно взглянуть на график, отражающий статистику запроса «электронная сигарета» в поисковой системе Яндекс. Так, за июнь 2014 года абсолютное количество запросов составляло 307 622 шт., а в мае 2016 года – 754 593 шт. За два года, рост составил 145%, и это только среди пользователей интернета.

График 1. Статистика по запросу «электронная сигарета»   Источник: поисковая система Яндекс

График 1. Статистика по запросу «электронная сигарета»
Источник: поисковая система Яндекс

Что касается продажи электронных сигарет несовершеннолетним, то этот вопрос скорее этического, чем юридического характера. Запрета на эти действия нет, электронные сигареты не приравниваются к табачным изделиям, а никотин содержится не во всех жидкостях. Если Вас каким либо образом все же смущает этот факт, выбире место, куда не допускаются лица младше 18 лет: бары или специальные вейп-бары, ночные клубы, рестораны.

В качестве поставщика электронных сигарет и жидкостей может выступать любой производитель.

Продажа посредством вендинга: как устроен и работает автомат SM6367 (VendShop)

На третьей международной выставке VAPEXPO 2016 MOSCOW, что проходила 24 и 25 июня 2016 года в Сокольниках  российская  компания- производитель и продавец вендинговых автоматов VendShop впервые представила вендомат SM6367 для продажи е-сигарет и жидкостей. По желанию владельца он может быть настроен и брендирован с учетом действующего антитабачного законодательства, запрещающего рекламу табачных изделий.

SM6367 – это универсальная модель, которая подходит для продажи практически любого штучного товара, поэтому перепрофилировать его под другое направление не составит особого труда.

Полезная ссылка: Ознакомится с подробными техническими характеристиками модели. 

Чтобы работа автомата и процесс покупки был понятен, что называется «изнутри», рассмотрим основные особенности вендомата:

  • Внутри находится шесть выдвижных наклонных полок, которые можно регулировать по высоте с шагом от 20 мм. высотой от 65 до 130 мм. со спиралями-ячейками для товара, которые позволяют быстро и с удобством загрузить автомат штучным товаром практически любого размера;
  • Сменные ценники-магниты прилагаются в комплекте, их удобно устанавливать и извлекать при редактировании цен;
  • Панель управления с платежными системами тоже выдвижная;
  • Во избежание последствий хулиганских действий, корпус, витрина, экран, кнопки выполнены по антивандальной технологии;
  • Производитель бесплатно индивидуально адаптирует автомат (подбирает высоту ячеек, регулирует ширину полок) с учетом товара, который будет в нем продаваться;
  • На цифровом дисплее отражаются действия, которые должен выполнить покупатель: выбрать номер позиции товара, внести деньги, получить сдачу, забрать товар, кстати, купюроприемник оснащен сканером поддельных банкнот;
  • Забрать товар не оплатив – не получится, так как окно выдачи товара оборудовано системой, защищающей от «рыбалки»;
  • Если покупатель набрал позицию товара, который закончился, то SM6367 возвращает деньги;
  • Платежные системы по желанию за дополнительную плату может быть оборудован функцией сдачи купюрами или монетами, а так же настраиваться под любую валюту. Самая популярная комплектация для реализации электронных сигарет –оснащение купюроприемником с выдачей сдачи купюрами.
  • Иногда при покупке через вендоматы появляются опасения, что деньги будут внесены, а товар не выдан, так вот в нашем случае такие страхи беспочвенны, у автомата SM 6367 есть автоматический доворот спирали, то есть она будет прокручиваться до тех пор, пока товар не окажется в ящике для выдачи;
  • Возникает вопрос – как контролировать деятельность автомата? Здесь тоже все предусмотрено: компанией разработана специальная система он-лайн мониторинга - VendShop Online. Она позволяет посредством интернета контролировать работу автомата практически из любой точки мира на экране мобильного устройства или компьютера, а также печатать ценники, отслеживать просроченный товар, переполнение денежных боксов, необходимость  пополнения товарных запасов, вести полный учет, в сутки количество интернет трафика составляет 10-15 мб.

Как происходит покупка? Вейперу, желающему приобрести жидкость или сам девайс для вдыхания электронного пара, достаточно выбрать понравившуюся позицию, набрать ее номер, опустить необходимую сумму в купюроприемник, после чего умный автомат выдаст сдачу и необходимый товар в специальный отсек, где покупатель может его забрать.

Экономика бизнеса по продаже электронных сигарет и жидкости через автомат

Выгодно ли продавать е-сигареты рассмотрим на примере продажи через вендомат SM6367. В автомат можно загружать до 1008 ед. продукции. Сами девайсы (непосредственно сигареты) будут покупать реже, как правило, вейперы очень скрупулезно подходят к покупке личного парогенератора. Но в наличии они должны быть обязательно, а жидкости, как расходный материал пользуются спросом достаточно часто.

Итак, при загрузке автомата 1000 ед. продукции для старта целесообразно приобрести 100 е-сигарет и 900 пузырьков с жидкостью.

Е-сигареты можно заказывать через интернет на китайских площадках. Простая электронная сигарета в среднем обойдется в 400 руб., на указанных сайтах есть возможность заказать товар с бесплатной доставкой.

Заказ жидкостей рассмотрим на примере российского производителя Fox Nose. Ассортимент представлен жидкостями трех видов: черника, кофе, фрукты, как содержащие никотин в количестве 3 мг, так и без никотина. Один пузырек при оптовой закупке от 500 шт. обойдется в 130 руб., рекомендуемая розничная цена – 400 руб., причем при доставке в регионы, с каждого пузырька предусмотрена скидка в 5 руб., которая компенсирует транспортные расходы, т.е. доставка также получается бесплатной.

Аренда места  под автомат варьирует (в зависимости от расположения) – от 1 000 до 10 000 руб. в месяц, возьмем среднюю – 5 000 руб. В некоторых случаях с арендодателем можно заключить договор об оплате определенного процента от месячной выручки в счет платы за аренду.

Таблица 1. Капитальные вложения для старта

Статьи расходов

Цена, руб.

Приобретение автомата с функцией выдачи сдачи купюрами

230 000

Брендирование автомата (при желании)

12 000

Доставка по Московской области (средняя цена)

6 000

VendShop он-лайн

2 000

GSM-модуль

7 900

Аренда

5 000

Интернет

1 000

Закуп товара

 

- е-сигареты

40 000

- жидкости

117 000

Всего:

420 900

Таблица 2. Доходы с продаж электронных сигарет и жидкости
 

Цена закупа

Цена продажи

Прибыль с 1 ед. товара

Количество продаж в сутки

Количество дней в месяц

Прибыль от продаж за месяц

Продажа жидкостей

130

400

270

15

 

30

121 500

Продажа е-сигарет

400

800

400

2

24 000

Итак, прибыль в месяц по усредненным расчетам (все зависит от места расположения автомата, наличия целевой аудитории) и других факторов, может составлять 145 500 руб.

Вычитаем арендную плату в размере 5 000 руб., налог УСН по ставке 6%, получается, что с одного автомата реально получать в месяц 131 770 руб. чистой прибыли. Несложно, рассчитать срок окупаемости вложенных средств, в данном случае он составляет: около 3,5 месяцев.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что продавать электронные сигареты и жидкости посредством вендинга выгодно, особенно в случае организации сети, однако, следует тщательно продумать место установки автомата и внимательно отнестись к выбору поставщиков.