Дмитрий Балабешко Дмитрий Балабешко

Ничто так не вдохновляет на новые свершения, как реальные истории людей, которые уже сумели добиться успеха. Сегодня мы побеседовали с молодым бизнесменом Дмитрием Балабешко, которому в 20 лет удалось превратить любимое увлечение печь оригинальные торты в прибыльную работу. Этот путь не был легким: взлеты сменялись падениями.

Но сейчас Дмитрий уверенно стоит на ногах, успевает совмещать собственный бизнес и работу шеф-кондитером детского кафе и мечтает об открытии собственной кондитерской по продаже эксклюзивных тортов. Он с радостью согласился поделиться с нами своей историей успеха.

Здравствуйте, Дмитрий! Как и когда у Вас появилась идея выпекать торты на заказ?

Здравствуйте! Вначале была идея открыть европейскую кондитерскую, в которой я хотел заняться продажей шоколадных фигур ручной работы. Я так и сделал: открыл кондитерский цех и отдельно магазин. Там были конфеты ручной работы, много фигур из шоколада, другие кондитерские изделия и была просто услуга: заказные торты любой сложности. С кондитерской дела шли не очень успешно, и магазин пришлось ликвидировать. Поначалу даже была мысль вообще все закрыть и продать, так как долгов накопилось немало, а найти еще где-то средств не было возможности. Но заказы на торты продолжали идти, и их вполне хватало, чтобы продолжать работать и закрывать понемногу долги. Вот после этого я и решил основать свой бизнес только на продаже эксклюзивных тортов на заказ.

Сколько составлял начальный капитал, и на что он был потрачен?

Нас было два человека: я и мой напарник. Вложили мы 1 миллион рублей на двоих, по 50%. Потом конечно еще докладывали, но не так много. Скажу честно, что, если вы не знаете, какое оборудование нужно и как им пользоваться вам не хватит таких денег. А так как я уже давно и с самых низов в кондитерском деле, то я прекрасно знал какое дешевое, но качественное оборудование нам необходимо. Наши друзья и другие предприниматели думали, что потрачено на оснащение цеха и магазина около 5-6 миллионов! А оказалось все намного проще, главное быть компетентным в данном вопросе. 

Какое оборудование необходимо иметь человеку, который решит заняться подобным бизнесом? Какова его примерная стоимость?

Если вы будите заниматься только тортами, то вам надо не так уж и много. Печь, миксер, пару столов, холодильник. 30 тысяч рублей на всю технику и специальный инвентарь для декора тортов должно хватить. Среди марок советую отдать предпочтение Pavoni, Laped, Wilton, Modecor и Италике. Качество вас не подведет и цена не разочарует.

Каковы себестоимость и конечная цена торта?

В среднем себестоимость 1 кг торта 100-300 рублей, иногда может и больше. А цена за килограмм составляет 1000-1200 рублей. Как правило, заказывают торты от 2 килограмм для дней рождений или других праздников. А вес самого большого свадебного торта, который мне довелось приготовить, составил около 25 килограмм! Это была армянская свадьба. Они у меня вообще любимые клиенты, потому что свадьбы всегда устраивают с королевским размахом!

Сколько примерно заказов в месяц Вы получаете?

В день я делаю примерно от одного до четырех тортов. В выходные дни эта цифра доходит и до шести. Но это если считать только относительно сложные заказы, которые выполняю лично я. А еще же есть заказы попроще. Их готовят мои подчиненные кондитеры.

Где Вы закупаете продукты для выпечки?

Есть специальные компании, которые привозят сырье для кондитерского производства. Я даже успел там поработать еще до создания бизнеса. Поэтому у меня есть скидки, и нет проблем с поставками. Все продукты и материалы везут в основном из Европы, так что к качеству тоже претензий не бывает.

Насколько тяжело было выходить на данный сегмент рынка? Высока ли конкуренция?

Да, конкуренция, безусловно, есть. Это, во-первых, кондитерские, а во-вторых "домовики". Я так называю людей, которые сидят дома и на своей кухне пытаются печь на заказ. Но у них нет ни санитарной книжки, ни специального оборудования, да и вообще отсутствие всякого контроля над процессом производства. Так что когда мы вышли на рынок и заявили о себе, как о серьезной компании, которая ответственно подходит к каждому заказу, у нас сразу же появились клиенты.

Как находили первых клиентов, и было ли это легко?

Все очень просто: клиенты пришли сами! Ведь люди любят новенькое, главное правильно это преподнести. Но и конечно без рекламы не обошлось.

Какие виды рекламы и стимулирования спроса Вы применяете?

У меня есть собственный сайт (vip-baker.ru) и группа Вконтакте (http://vk.com/vip.baker) . Там постоянно обновляется информация о скидках и акциях, добавляются фотографии моих новых работ и отзывы благодарных клиентов. Интернет является, пожалуй, лучшим из наименее затратных видов рекламы. Он охватывает огромную аудиторию потенциальных клиентов и доступен каждому бизнесмену. Второй вид – рекламные ролики в маршрутных такси. Они более затратные, но тоже приводят клиентов.

Действует ли у Вас программа скидок для постоянных клиентов?

У меня действует не только система скидок, но и различные интересные акции. Например, при заказе свадебного торта каравай в подарок.

Как справляетесь с заказами в периоды праздников, когда спрос повышается?

Главное грамотно и правильно распределять все заказы. А так, как и все, работаю в две смены, и днем, и ночью. Но это того стоит! Эта истина стара, как мир, чтобы стать успешным, нужно много работать. Вот я и работаю.

Была ли дополнительная поддержка на начальном этапе создания бизнеса или же Вы все делали самостоятельно от начала и до конца?

Нет, никакой поддержки не было, только свои силы и потенциал. Как я уже говорил, нас было двое, но идея была моя. Я рассказал все другу, мы нашли деньги и начали создавать бизнес. Потом наши дороги разошлись, так как напарник просто зарабатывал на моем умении делать торты, а сам не принимал участия в их создании. Так я стал работать сам на себя.

Через какое время, после создания бизнеса, он стал в полной мере окупаться и приносить хороший доход?

Окупилось все через 6 месяцев, но это при условии, что я и по ночам делал торты. Было сложно. Конечно, все зависит от того, сколько вы потратите на оснащения цеха и рекламу, но если в день делать хотя бы по 1 торту, то примерно через год можно все окупить и начать зарабатывать.

Как Вы начали сотрудничество с кафе?

Я давно уже в Смоленске помогаю разным кафе и ресторанам при открытии составить меню (кондитерскую часть). Так меня пригласили помочь и в кафе «Смешарики», но я предложил кое-какие свои условия. Мне хотелось остаться там в качестве шефа-кондитера, управлять кондитерским цехом и параллельно продолжать свой бизнес, делать торты сразу в кафе. Мое предложение приняли, и получилось очень удобно для всех. Мне не надо теперь платить за аренду цеха, а у кафе есть отличный кондитер.

Кто придумывает дизайн тортов?

Чаще всего клиенты выбирают торт в интернете и присылают мне фото. Что-то выбирают из моего портфолио, сформировавшегося за долгое время. Бывает, что придумываем дизайн вместе с клиентами. А иногда просто говорят: «Сделайте торт, мы вам доверяем!». Вот тут-то не обойтись одним умением хорошо готовить, надо обладать еще и неординарной фантазией и креативом.

Нанимаете ли Вы персонал для помощи в производстве?

Раньше торты приходилось делать одному, и было очень тяжело. В моем молодом возрасте все это сказалось на здоровье, болели ноги. Но к счастью удалось все вылечить, так что теперь со здоровьем полный порядок. А вот найти хорошего кондитера-оформителя действительно очень непросто. Сейчас есть люди, которые мне помогают. Но их профессиональный уровень все равно надо постоянно повышать, поэтому я  отправляю их на мастер-классы и учу сам.

Зарегистрировали ли Вы в качестве индивидуального предпринимателя?

Да, но не ИП, а ООО. Я выбрал эту организационно-правовую форму, потому что вначале нас было два человека, и хотелось доли делить поровну. Да и друзья, которые работают в этой же сфере, посоветовали открыть именно эту форму.

Участвуете ли Вы в каких-либо выставках? Помогает ли это развитию бизнеса?

Я состою в гильдии шеф-поваров России. Они меня приглашают на разные мероприятия и выставки, например, такие как ПИР. Это одна из крупнейших международных выставок, которая собирает лучших рестораторов, шеф-поваров, кондитеров, инвесторов, журналистов, всех тех, кто хочет быть в курсе последних тенденций гастрономического бизнеса. В 2013 году ПИР проходит 1-4 октября в Москве и каждый желающий, может прийти на выставку и получить массу впечатлений, приятных эмоций и, возможно, найти делового партнера для открытия собственного бизнеса. Безусловно, такие проекты помогают развитию, так как дают новые знания, новые связи и соответственно новых клиентов.

В каком русле планируете дальнейшее развитие?

Я люблю творческую работу, поэтому хочу сделать большую кондитерскую, в которой будут только заказные торты. А клиенты будут приходить туда, как в музей, потому что каждый торт – это настоящее произведение искусства, не только кулинарного, но и художественного.

Какие советы дадите начинающим предпринимателям, которые хотят создать бизнес в данном сегменте рынка? На что стоит обратить особое внимание?

Главное подойти к этому бизнесу одновременно и творчески, и серьезно. Также необходимо грамотно распределять средства. Тем, кто имеет очень поверхностное представление о кондитерском деле и общепите лучше вообще не начинать заниматься подобным бизнесом. А вот если у вас много денег, то можете выступить в качестве инвестора.  Наймите кондитера, спонсируйте его, и он принесет вам отличный доход!

Спасибо, Дмитрий, за подробные и интересные ответы! Я думаю, что Ваш пример станет отличной мотивацией для тех, кто уже давно хотел попробовать создать свой собственный бизнес. Ведь рецепт успеха не так уж и сложен: возьмите побольше усердия и терпения, пару ложек риска, полчашки подогретого энтузиазма, несколько кусочков решимости и семь капель креатива; все тщательно перемешать и выпекать не меньше полугода; на стол подавать теплым и делиться со всеми желающими!