Бизнесвумен Зоя Александровна, город Пятигорск
Бизнесвумен Зоя Александровна, город Пятигорск
В доперестроечные времена в нашей стране существовала огромная сеть магазинов под общим названием «Рабочая одежда». Наполнены они были унылыми спецовками, кирзовыми и резиновыми сапогами, валенками, ватниками, брезентовыми рукавицами и прочим неприглядным товаром. Но магазины пользовались популярностью, потому что продающиеся в них вещи, помогали людям в работе. Делали их труд более комфортным и безопасным. Сегодня на смену пришли современные предприятия с красивой, практичной и удобной, но все той же «рабочей одеждой».

Зоя Александровна, у вас многопрофильный бизнес. Кто является главными клиентами, для кого вы работаете в первую очередь?

Нашими основными клиентами были изначально и остаются по сегодняшний день предприятия, на которых производственный процесс требует наличия у работников специальной одежды и обуви. Это,  например, персонал медицинских учреждений, работников общепита, дорожных рабочих, пожарных.

Среди наших постоянных клиентов хорошо известные в Пятигорске предприятия. Это ОАО «Холод», ОАО «Пятигорский хлебокомбинат», ООО «Хайнс» и другие.

Мы очень дорожим своими постоянными покупателями и с удовольствием с ними сотрудничаем.

Какой сегмент товаров пользуется наибольшим спросом?

Самая большая покупаемость непосредственно у спецодежды. Например, очень востребована обувь для дорожных рабочих, занимающихся укладкой асфальта, одежда для кухонных работников.

Обувь для асфальтоукладчиков и огнетушители Обувь для асфальтоукладчиков и огнетушители

Очень активно раскупаются средства пожаротушения. Периодически по телевизору видим и слышим страшную информацию о пожарах, произошедших по причине отсутствия надлежащей комплектации зданий средствами ликвидации возгорания. Множество трагедий можно было избежать, если бы под рукой оказался обыкновенный огнетушитель.

Большой популярностью пользуются средства индивидуальной защиты: респираторы, защитные очки, перчатки.

Перчатки, респиратор и защитные очки Перчатки, респиратор и защитные очки

Играет определенную роль и фактор сезонности. К зиме работников нужно утеплять и хорошо продаются теплые вещи (куртки, комбинезоны, теплая обувь). Летом популярной становится легкая одежда.

Скажите, пожалуйста, как вы ведете бизнес? Как индивидуальный предприниматель или создали ООО?

Работаем по схеме ООО. Эта форма ведения бизнеса нам более удобна.

Примечание от Фабрики Манимейкеров: как самостоятельно зарегистрировать фирму в форме Общества с ограниченной ответственностью  читайте в  пошаговой инструкции как открыть ООО.

С чего начинался ваш бизнес? Почему приглянулся именно такой вид  деятельности, и что послужило причиной выбора?

камуфляж

История бизнеса началась в 2008 году. Меня пригласили поработать на одно из предприятий Пятигорска, занимающегося продажей спецодежды. Мне понравилась эта работа. Я люблю людей, общение. Если человек приходил к нам с желанием купить теплую куртку, подбирали ему самую удобную, комфортную. Хотелось, чтобы надевая ее, покупатель вспоминал наш магазин добрым словом и обязательно рекомендовал знакомым.

Часто случалось, что одной курткой покупки не ограничивались. К ней подбиралась обувь, перчатки и прочее. Бывало, что зайдя в магазин за шапочкой, клиент уходил полностью «укомплектованным» на зиму. Уходил довольный, потому что качественные вещи он приобретал по очень скромной цене. А совершенно бесплатно ему доставалось доброжелательное общение, практичные советы и хорошее настроение.

При общении с оптовыми покупателями, представителями организаций так же старались и стараемся максимально удовлетворить их требования. Иногда даже появляется «спортивный интерес» найти то, «не знаю что» - подобные формулировки запросов тоже встречаются.

Когда накопила достаточный опыт работы, захотелось попробовать свои силы в самостоятельном ведении бизнеса. Посоветовавшись с семьей, решила начать свое дело. В настоящее время все члены семьи трудятся вместе со мной, у нас хороший семейный бизнес.

В выборе своей деятельности я не ошиблась, это могу утверждать абсолютно точно!

Расскажите о первом годе работы. Что было для вас самым сложным и самым  запоминающимся?

Первый год сложен для любого начинающего предпринимателя. Чего только стоит формирование отношений с налоговой инспекцией, пенсионным фондом, ФСС. Приходится вникать в дебри бухгалтерии, подбирать сотрудников, формировать коллектив. Одновременно идет комплектование ассортимента, поиск поставщиков.

Очень важным аспектом был процесс привлечения на фирму клиентов. Конкуренция в нашем секторе бизнеса большая, и она постоянно растет за счет появления новых фирм, интернет магазинов. Приходилось искать подход к каждому потенциальному покупателю, убеждать, что мы – лучшие, самые универсальные по выбору, гибкие по ценам, самые доброжелательные в общении, самые удобные для делового сотрудничества.
И у нас получилось! Появились прекрасные партнеры по бизнесу, отличные клиенты. Работа стала не только трудом, но и праздником.

Витрина с теплой спецодеждой Витрина с теплой спецодеждой

Что запомнилось из первого года? Усталость, недосып, нехватка времени на дом. Но это преодолимо, если есть цель. А целью было занять свое место в области выбранного бизнеса, заработать авторитет и уважение.
И еще одно слово подходит для характеристики начального периода: азарт. Он и сейчас присутствует, но те первые ощущения, когда «как в омут» погружаешься в бесконечные дела и переговоры, берешься за почти невыполнимое дело ярко помню до сих пор.

Примечание от Фабрики манимейкеров: о всех организационных процедурах, которые необходимо  пройти перед началом бизнеса читайте в нашем материале как открыть свое дело. А  оптимальной форме ведение налогового учета для малого бизнеса читайте в материале интернет-бухгалтерия «Мое дело».

Вы уже отчасти ответили на мой следующий вопрос о том, чем привлечь клиента на свое предприятие. Можете что-то добавить? И с чего бы вы посоветовали начинать бизнес молодым людям?

Клиенты сейчас избалованы огромным выбором всего. Это и неплохо, потому что заставляет нас держать себя в тонусе, искать новых интересных поставщиков, расширять количество предлагаемых товаров, постоянно иметь возможность удовлетворить запрос заказчика в полном объеме.

спецодежда для медработников спецодежда для медработников

Но наши усилия будут напрасны, если мы не сможем донести до покупателя свои преимущества. Реклама, несомненно, двигает торговлю, но ускорение этому движению придает личный контакт. Умение почувствовать настроение человека, желание находить с ним общий язык я бы посоветовала обрести начинающим и будущим бизнесменам. Общению не научат нигде, только личные качества и стремление по-доброму общаться с людьми помогут завести хорошие деловые отношения. Часто улыбка и участливое слово способны решить судьбу крупной покупки или выгодной сделки.

Личные качества бывают важней профессиональных. Профессионалов много, а профессионалов, умеющих установить надежные доброжелательные отношения с партнерами намного меньше. Их ценят выше и с ними не расстаются.

Примерный начальный капитал, чтобы открыть магазин спецодежды? Нужны ли какие-то лицензия, разрешения?

На сумму влияет много факторов: стоимость аренды помещения площадью не менее 100 м2. Размеры большие за счет обязательного наличия склада товаров. Если есть собственное – прекрасно. Но будем считать, что аренда все-таки потребуется.

Это расходы на открытие ИП или ООО, закупка товара. Специальных лицензий и разрешений на открытие нашего бизнеса не требуется. Я считаю, что вполне можно уложиться в сумму 1 000 000 рублей.
Но начинать надо не с поиска денег на открытие собственного дела, а с взвешенного решения, продуманного бизнес-плана, советов с семьей и твердого убеждения, что вы хотите заниматься именно этим видом деятельности.

Важно подобрать команду единомышленников, помощников, на которых в случае необходимости вы бы всегда могли положиться.

Примечание от Фабрики манимейкеров: читайте как правильно составить бизнес-план самостоятельно.

По какой схеме вы обычно работаете с заказчиком?

У нас есть розничный отдел, где клиенты обслуживаются как в обычном магазине. Если это оптовый покупатель или организация, то схема традиционна: составление договора поставки, оплата, поставка товара. Часто применяем индивидуальный подход к клиенту, приспосабливаемся к схеме работы предприятий-партнеров. Оплата товара может производиться по отгрузке, может выплачиваться частями. В конечном итоге появляется шаблон, по которому мы работаем с каждым клиентом.

Какой примерно финансовый оборот в месяц был у вас с начала деятельности, и какой он сегодня?

В первые месяцы работы оборот продаж не превышал 200 тысяч в месяц. Были времена нестабильности, особенно в кризисное время. В настоящее время обороты наши существенно превышают 1 миллион рублей. Но очень надеюсь на то, что они будут увеличиваться. С расширением производства увеличиваются и расходы на его содержание.

Поделитесь вашими планами на будущее, возможными перспективами.

Первым в названии нашего бизнеса стоит слово «производство», а следом уже «продажа». Как раз на производство направлена перспектива развития.

В настоящее время бизнес вырос за счет присоединения к нему швейного дела. Главным образом силами членов моей семьи (мужа, дочери, зятя) мы смогли осилить новое направление. Сейчас оно только начинается, но покупателей на нашу швейную продукцию уже достаточно много.

Фотография собственного швейного цеха Фотография собственного швейного цеха

На сегодняшний день мы обеспечиваем униформой работников популярных в Пятигорске предприятий «Рома-пицца», «Белорусские колбасы»,  ОАО «Холод», шьем поварское «обмундирование». Спрос на продукцию есть. Значит, будет и развитие производства.

Взяли в аренду еще одно помещение, ищем новых работников. Расширяемся!

Существует сложившееся мнение, что вести в России бизнес (в нашем случае малый бизнес) очень сложно. Вы согласны с таким определением? Каков ваш взгляд на этот вопрос?

Бизнес вообще непростое занятие. И в России тоже. Чтобы быть успешным бизнесменом нужны определенные качества характера, готовность много трудиться, мириться с неудачами, стремиться к цели. Важно быть порядочным человеком и уметь отвечать за свои слова и дела. Много таких предпринимателей? Уверена, что среди людей, имеющих свой бизнес, их намного меньше, чем общее количество бизнесменов. Отсюда и проблемы.

А ведение своего дела в России осложняется еще и постоянно меняющейся законодательной базой.  Возникают новые формы отчетности, нововведения в ПФР, ФСС, увеличиваются налоги. Сложно в России вести бизнес. Сложно, но можно!

И всем отважившимся на этот серьезный шаг, я желаю найти свою нишу. Чтобы в ней было интересно, надежно и перспективно!