Женский бизнес: от идеи до бизнес-плана

Всего в категории: 45 видов, размеры инвестиций: от 100 и до 10 000 000 рублей.

Для вашего удобства информация структурирована по форматам статей:

  • Бизнес идеи для женщин
  • Инструкции и бизнес-планы
  • Франшизы

Специфица женского бизнеса

Фраза о том, что шашлык не терпит женских рук, а бизнес – жесткое и исключительно мужское занятие, давно и безвозвратно канула в лету. Современная жизнь предоставляет представительницам прекрасного пола немало возможностей для того, чтобы создать свой собственный бизнес, добиться успеха и стать финансово-состоятельной.

Какой бизнес лучше открыть женщине? Наиболее востребованные сферы для построения традиционного «женского» дела - это:

  • Услуги красоты и здоровья
  • Бытовые услуги
  • Творчество
  • Торговля, в том числе прямые продажи
  • Интернет

Далее детальнее рассмотрим самые перспективные идеи для построения собственного маленького (а в случае успеха – большого) дела для женщин.

Женский бизнес на услугах

Присмотревшись, каким именно собственным делом чаще всего занимаются женщины, можно увидеть, что наибольшей популярностью среди дам пользуется бизнес, так или иначе связанный с услугами красоты. Парикмахерские и салоны красоты, маникюр, педикюр или студия загара, компания по прокату свадебных платьев или мастерская по пошиву модной одежды – традиционно тут «рулят» дамы и это самый популярный бизнес для женщин.

Впрочем, активность прекрасной половины человечества распространяется не только на сферу красоты. Спортивный зал, студия аэробики, школа танцев, косметологический кабинет или массажный салон - все перечисленные виды можно смело отнести к малому бизнесу для женщин.

В достаточной степени «женскими» являются и бизнесы, которые строятся на предоставлении широкого спектра бытовых услуг. Клининговая компания, прачечная, химчистка или фирма по изготовлению и доставке пиццы  - процентах в 80% случае во главе них также стоят женщины.

Зачастую, сюда женщины приходят после того, как сами проработают в соответствующей сфере и наберутся опыта. Величина стартовых вложений может быть различной – от нескольких десятков тысяч рублей (маникюрный, массажный или косметологический кабинеты), до десятков тысяч долларов (модный fashion – салон или крупный спортивный зал).

Творчество

Вопреки расхожему мнению, творчество - не просто занятие для души или способ для домохозяйки заполнить свое свободное время. Сейчас это вполне реальный источник дохода для сидящей дома женщины, а при грамотном подходе – еще и довольно приличного, который к тому же не требует серьезных вложений.

Есть множество способов зарабатывать на творчестве, но самые  востребованные бизнес идеи для женщин - это:

  • ведение кружков и художественные мастер-классы;
  • изготовление своими руками изделий на продажу;
  • авторские рецепты и кулинария;

Как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, но именно стремительный ход современной жизни, подталкиваемый информационными технологиями, породил и противоположную тенденцию, заодно предоставив возможность дополнительного заработка и даже небольшого бизнеса для женщин – это возрождение интереса к занятиям и хобби, связанным с рукоделием и народными и ремеслами.

Сейчас, как и несколько десятков лет назад, снова востребованы вышивка гладью и крестиком, кружевоплетение и макраме, бисероплетение и вязание. В дополнение к традиционным занятиям добавилось много видов современного рукоделия, которыми женщина может заниматься как самостоятельно, так и с детками. Речь идет о декупаже, пергамано, оригами, кардмейкинге, скрапбукинге и еще многих других занятиях.

Не меньшей популярностью, в связи с модой на домашнее питание, пользуются и авторские рецепты приготовления различных блюд – спрос на них есть как со стороны печатных изданий (ежедневная пресса, «глянец»), так и со стороны специализированных Интернет-сайтов. Причем, в связи с расширением возможностей женщины на кухне, востребованы авторские рецепты для микроволновок, мультиварок, хлебопечек и т.п. 

Одним из самых простых способов заработка на таких занятиях станет ведение любительских кружков или курсов для всех желающих - женщин, детей, подростков. По достижении большего профессионализма можно перейти к мастер-классам, разрабатывая целые обучающие программы не только для начинающих, но и для уже опытных рукодельниц.

Отметим, что заниматься всеми перечисленными видами творчества можно как в реальной жизни, ведя в свободное время что-то наподобие художественных кружков по интересам, так и посредством Интернет, поддерживая свою страничку на профильном сайте или блоге, либо же создав свой собственный сайт. Более того, именно Интернет позволяет женщинам существенно расширить свои возможности и превратить просто хобби или  дополнительный заработок в настоящий бизнес.

Так, если аудитория курсов обычно ограничена пятью - десятью одновременными слушателями, то аудитория сайта с оригинальными мастер-классами может насчитывать сотни, а то и тысячи посетителей. Другое дело, что возникает вопрос со способом заработка, и с обычными курсами все обстоит намного проще – это плата за занятия посетителей. В Интернете зарабатывать сложнее, т.к. брать деньги за тот же мастер-класс сможет только мастер с раскрученным именем.

Поэтому, вероятнее всего, такие творческие сайты должны быть бесплатными и ориентированными на широкую аудиторию, а зарабатывать владелица подобного сайта будет на размещении рекламы компаний, продукция которых нацелена на аудиторию сайта. Так если речь идет о кулинарном сайте, то потенциальными рекламодателями могут выступать производители продуктов питания, домашней посуды или мелкой бытовой техники. Если сайт посвящен совместным поделкам с детьми, можно попытаться «подсадить» на рекламу производителей детского питания или игрушек.

Зарабатывать на творчестве можно не только ведением курсов или рекламой на сайте, но и продажей своих изделий. Продукция «hand-make» очень востребована среди туристов, особенно иностранных, а также пользуется спросом в качестве оригинального подарка для родных и близких. Наладить сбыт изделий можно через специализированные магазины сувенирной и подарочной продукции или через точки на рынках с аналогичным товаром. Достаточно высокую эффективность способна обеспечить раскрутка странички в группах социальных сетей, а при выходе на «промышленные» масштабы творчества женщине имеет смысл подумать о создании и раскрутке полноценного сайта, а то и Интернет – магазина «hand-make» товаров.

Торговля и специфичные идеи бизнеса для женщин в Интернете

Востребованным направлением женского бизнеса в России является бизнес в сфере торговли, в частности – прямых продаж. Основные позиции, которые продаются таким способом – косметическая и парфюмерная продукция, товары для дома и быта, средства гигиены, пищевые добавки, посуда и прочие бытовые принадлежности.

По данным Ассоциации прямых продаж в России, за 2014 год оборот данного рынка составил 141,5 млрд. рублей при том, что число независимых распространителей (дистрибьюторов) продукции было немногим менее 5 млн. человек. Нетрудно подсчитать, что при таких цифрах среднегодовой оборот прямых продаж в расчете на одного дистрибьютора составляет менее 30 тысяч рублей в год – цифра не слишком впечатляющая.

С другой стороны, процентов 90 из этих пяти миллионов дистрибьюторов занимаются бизнесом только формально, значительная часть если и покупает продукцию, то только для себя и семьи, со скидкой от компании. В то же время есть довольно много успешных женщин, сделавших ставку на собственный бизнес в сфере прямых продаж и добившихся на этом поприще успеха.

Привлекательность такого бизнеса связана с тем, что при незначительных затратах, а также обучении и поддержке от компании, возможен быстрый финансовый рост. Вместе с тем нужно учитывать множество нюансов и подводных камней. Например – является ли компания официальным членом Ассоциации прямых продаж? Также нужно давать объективную оценку собственным возможностям и перспективам в этом бизнесе. Коммуникабельны ли вы и не испытываете ли вы трудностей при общении с людьми? Насколько широк круг ваших связей и знакомств и сможет ли он обеспечить продажи, хотя бы на первое время?

Впрочем, существуют и другие виды бизнеса для женщин: широкие альтернативы традиционной торговле предоставляет электронная торговля. Фактически, женщина может буквально завтра начать свой бизнес по торговле в Интернет с нуля. Торговать можно чем угодно – обувью и одеждой, косметикой и парфюмерией, детскими товарами, украшениями и бижутерией. Все, что для этого требуется – создать собственный сайт в Интернете или страничку на специализированных порталах рекламных объявлений, представив там информацию о продаваемых товарах, с фото и ценами.

Собирая единичные заказы от пользователей в один мультизаказ, вы таким образом получаете оптовую скидку от производителя (с которым заключили договор), тогда как людям продаете товар по розничной цене. Доставка осуществляется логистическим (почтовым) оператором, тогда как вопрос оплаты решается с помощью одной из платежных систем – либо это деньги на банковскую карту, либо перевод на WM-кошельки.