На отдельные виды товаров и услуг есть постоянный спрос, и появляются новые актуальные ниши для бизнеса в 2017 году.

Количество малых предприятий в стране ежегодно растет, несмотря на прогнозы скептиков. С 1 августа этого года Федеральная налоговая служба открыла для общего пользования Единый реестр субъектов МСБ, и на эту дату в нем было 5 523 765 записи. На 1 декабря — уже 5 841 509, то есть за 4 месяца их численность увеличилась почти на 6%. Это говорит о том, что поток желающих открыть свое дело не уменьшается. Чтобы понять, какой бизнес актуален в 2017 году, отметим ниши, в которых отмечается рост деловой активности, и приведем прогнозы экспертов.

Таблица 1. Товары и услуги, на которые отмечается спрос, выгодные для бизнеса.

Сферы деятельности

Перспективные ниши

Торговля

  • доставка товаров из Интернет магазинов.

Услуги

  • предприятия быстрого питания;
  • юридическая помощь;
  • аптечное обслуживание;
  • оформление заявок на госзакупки;
  • вывоз и переработка бытовых отходов.

Производство

  • детские игрушки;
  • продукты питания.

 

Актуальная бизнес-модель: Открытие фирмы по аренде разнорабочих, доход 1,7 млн. руб. в год .

Краткий обзор статистики: как живет малый бизнес

По данным Росстата 2015 года значительная часть МСБ занята в сфере торговли и бытовых услуг, связанных с ремонтом бытовой техники, предметов индивидуального пользования (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение МП по видам экономической деятельности на 31.12.2014 года. Источник: Справочник Росстата.

Рисунок 1. Распределение МП по видам экономической деятельности на 31.12.2014 года. Источник: Справочник Росстата.

Интересно, что анализ количества убыточных предприятий показывает незначительные колебания за последние три года (табл. 2). Из приведенных данных можно сделать вывод, что эта величина скорее стабильна по каждому виду деятельности. Так, лучше результаты в оптовой, розничной торговле, и, как ни странно — в строительстве.

Таблица 2. Доля убыточных малых предприятий в % к общей численности по данным бухгалтерской отчетности. Источник: справочник Росстата, 2015 год.

Виды деятельности

2012 г

2013 г

2014 г

Всего

%

всего

%

всего

%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

22235

25

36588

23

39586

22

Рыболовство, рыбоводство

1049

29

2476

28

2798

29

Добыча полезных ископаемых

2495

31

4637

30

5567

31

Обрабатывающие производства

56917

18

133674

20

150733

21

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3151

29

8988

32

10057

31

Строительство

68199

18

148575

18

174173

19

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов

191521

13

308369

15

348846

15

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

81587

16

148928

18

162749

19

Ремонт автомобилей, мотоциклов, бытовых изделий

24654

17

45417

19

51912

20

Гостиницы и рестораны

15152

22

39355

24

45257

26

Транспорт и связь

34205

21

86213

22

100029

22

Связь

3089

22

8674

22

9656

22

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

79039

22

300495

23

344343

23

Научные исследования и разработки

4740

20

11502

24

12811

25

Образование

495

21

4314

24

5073

26

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2498

22

22288

22

26413

24

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

9968

22

34724

22

40181

26

За последние два года данных пока нет, и понятно, что ситуация в экономике за это время, по крайней мере, не улучшилась. Оценить, какие отрасли показывают большую деловую активность, помогает Индекс Опоры RSBI, ежеквартально составляющийся по данным опроса предпринимателей. Его нормальная величина — 50% и выше. На графике видно, что с января текущего года рост показывают все сферы деятельности (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика активности предприятий МСБ. Источник: исследование общественной организации «Опора России», «Промсвязьбанка» и банка «Возрождение».

Рисунок 2. Динамика активности предприятий МСБ. Источник: исследование общественной организации «Опора России», «Промсвязьбанка» и банка «Возрождение».

Интересные данные опубликовала в 2016 году Таможенная служба. За последние годы резко выросло число предприятий, отправляющих продукцию на экспорт (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика роста экспортеров из числа малых и средних предприятий.

Рисунок 3. Динамика роста экспортеров из числа малых и средних предприятий.

Где предпринимателю лучше: торговля, услуги и производство

Несмотря на относительное оживление, все показатели ниже нормы, несколько лучше обстоят дела в производственном бизнесе. За три года самое большое снижение доходности показали торговля и услуги. Реальные доходы населения в 4 квартале 2015 года, когда отмечался минимум активности, упали на 9,8% по сравнению с предыдущим декабрем.

Торговля

Постепенно ритейлеры подстроились под изменившийся спрос населения, и по данным опроса, в 3 квартале текущего года 19% предпринимателей отметили рост выручки (13% во втором), а доля тех, у кого она упала, снизилась до 33% (было 43%). Конечно, преимущество имеют магазины продуктов питания. Изменение спроса по товарным группам и видам услуг за 6 месяцев (4 кв. 2015 – 1 кв. 2016) показано на рисунке 4.

Рисунок 4. Изменение индекса настроений и продаж по 10-бальной шкале по данным исследования журнала «Магазин магазинов».

Рисунок 4. Изменение индекса настроений и продаж по 10-бальной шкале по данным исследования журнала «Магазин магазинов».

Рост цен не скомпенсировал падение спроса (почти 30%) на бытовую технику и электронику, аксессуары, косметику. Меньше других пострадали детская одежда и товары (6–7%). В результате большинство ритейлеров отмечают падение выручки. Однако на этом пессимистическом фоне отмечаются и перспективные тренды.

Интернет торговля и ее обслуживание

Отмечается рост продаж в Интернет магазинах. По данным Яндекс.Маркета в 2015 году было продано на 23,5% больше товаров, чем годом раньше. Особенно быстро растет поток покупателей из отдаленных от центра регионов: Урал, Сибирь. Таким образом, раздумывая о том, какой открыть бизнес в 2017 году, стоит обратить внимание на все, что связано с онлайн-торговлей, в том числе хранением и доставкой товара. Так, по данным директора СДЭК (оператор, Новосибирск) за 9 месяцев 2016 рост заявок составил 76% по отношению к этому же периоду предыдущего года. В сфере доставки можно открыть дело по франшизе.

Франшиза СДЭК

Основной вид деятельности — экспресс доставка грузов и документов. Рассматриваются предложения из всех городов, включая малые, и страны СНГ. Размер инвестиций от 200 000 рублей, паушальный взнос — 150 000 рублей, роялти с отложенной уплатой через 6 месяцев — 10%.

Услуги

В этой сфере стали меньше востребованы услуги, ориентированные на конечного потребителя. Запросы у людей стали более скромными, ресторанный бизнес просел, уменьшился спрос на образовательные курсы для взрослых. При этом постоянно растут потребности в сегменте B2B — бизнес для бизнеса актуален как никогда. Перспективные ниши стоит искать в этом направлении. Из услуг непосредственно для населения можно выделить три ниши, которые успешно развиваются, несмотря на кризисные явления.

1. Кафе быстрого питания, фастфуд

За 2015 год рынок фастфуда показал рост оборотов на 4%, в то время как в целом общепит — на 1% (данные NPD Group). В 1 квартале 2016 года посещаемость ресторанов упала на 14%, а кофеен и точек быстрого питания увеличилась на 4% и 3% соответственно. За 9 месяцев доходы ресторанов снизились на 1,4% в денежном выражении, их доля в суммарном объеме предприятий общепита — с 38% до 34%, а фастфуд расширился до 39% (было 35%).

2. Защита интересов банковских заемщиков

Исследование компании ««Секвойя кредит консолидейшн» показали, что за 9 месяцев текущего года банки продали коллекторам рекордную сумму долгов — 245 млрд. рублей. Она превысила прошлогодний показатель за аналогичный период на 42%. При этом до 6% выросла дола продаваемых ипотечных кредитов (1% годом ранее). Учитывая введенный недавно институт банкротства физических лиц, перспективно открытие бизнеса по защите прав заемщиков. В качестве успешного примера можно привести компанию «СТОП ЗАЙМ» из города Уфы, которая за 2015 год открыла 10 франчайзинговых предприятий по всей России. Это бизнес актуален, и для организатора не обязательно юридическое образование.

Примечание редактора: Более подробно о предлагаемой бизнес-модели вы можете ознакомится в статье "Бизнес по защите прав кредитора"

3. Открытие специализированной аптеки

Продажи лекарственных препаратов, как видно из исследования «Магазина магазинов» (рис. 4), находятся на уровне выше среднего — 6,3 из 10. Сетевой аптечный рынок сильно монополизирован, и отдельному предпринимателю выжить становится все труднее. Импортные лекарства подорожали, поэтому стали больше покупать недорогие российские препараты от производителей, которым доверяют. В этой ситуации хорошим выходом может стать переход на франшизу известного бренда. Например, ее предлагает отечественная компания «Эвалар». По словам Владимира Блинке, первого франчайзи, перешедшего под крыло этого бренда в 2013 году, в Новосибирске за последние пару лет конкуренция на этом рынке усилилась в 3 раза. При этом он сохранил свои позиции, открыл 5 новых аптек, средний чек увеличился на 30%.

Что касается развития в сфере услуг для предприятий (B2B), то продолжает активно развиваться аутсорсинг всех видов: IT-обслуживание, бухгалтерское и налоговое консультирование. Объем оборотов этих видов бизнеса в денежном выражении за 2015 год вырос на 8%. Появилось относительно новое перспективное направление — предоставление услуг сторонними организациями в сфере охраны труда, технической безопасности, СОУТ. Приведем два направления, которые пока развиты мало, и потребность в которых будет расти.

  1. Вывоз, переработка ТКО

    С января этого года из функций управляющих компаний выпала статья: вывоз твердых бытовых отходов. Тарифы на вывоз мусора будут устанавливать местные власти, и они же обязаны выбрать регионального оператора, который будет заключать договоры с предпринимателями. Этот бизнес будет актуален в 2017 году. В стране больше 20 000 тысяч свалок, которые требуют утилизации. Ожидается, что корпорация МСП введет льготное кредитование по программе 6,5 для предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Это значит, что 30 банков-партнеров будут кредитовать проекты по переработке ТКО по сниженным ставкам.

  2. Помощь в тендерных сделках

    Организации, предлагающие помощь в получении госзаказов, уже появились на рынке. В перечень услуг включается поиск подходящих предложений, подача заявок на электронных площадках (ЭУ), кредит на оплату обеспечительного взноса. По сути, несложная деятельность по обеспечению госзакупок востребована, потому что не все предприниматели имеют время для мониторинга базы, необходимую технику, ПО, ЭЦП. В то же время, количество контрактов, заключенных с субъектами МСБ в 2015 на 41% больше, чем в 2014 году. Квота каждый год будет возрастать в соответствии со «Стратегией развития до 2030 года».

Производство

Как было показано выше (рис. 2), производственный малый бизнес показывает самый высокий индекс деловой активности за последние два года. Активно развиваются региональная субконтрактация (производство деталей по заказам крупных предприятий) и сельское хозяйство. Ниже — два перспективных направления для малого бизнеса.

1 Производство детских игрушек

Продажи детских игрушек показали рост в 2015 году на 8%, и хотя это меньше, чем в предыдущие годы, спрос на них есть. Проблема заключается в том, что они дорогие, так как в основном товар привозят из-за рубежа (70% – из Китая). В России их производится всего 10%. Владелец сети детских товаров «Маркет-Игрушка» Олег Витковский обратился к предпринимателям Челябинска с просьбой организовать их производство под брендом магазина. Пока на предложение откликнулись 10 предприятий. Требуется все: детская мебель, пластмассовые машинки, конструкторы. Головной офис компании расположен в Екатеринбурге.

2 Производство пищевых продуктов

Продукты питания — всегда востребованный товар, не требующий рекламы. Свободной эту нишу назвать трудно, но потребности людей настолько разнообразны, что в ней находится место всем. Об этом говорит история создания мясных снеков для здорового питания.

Два молодых предпринимателя Кирилл Прудников и Дмитрий Колесников обратили внимание на то, что большая часть продуктов «для перекуса» сладкие: орешки, батончики, и решили производить закуску из вяленого мяса. Дело был начато в середине 2015 года, вложено 500 000 своих средств. В декабре они нашли двух спонсоров, которые вложили в проект около 8 млн. рублей. Сейчас низкокалорийный «Smeat» продается в 150 точках Москвы и Санкт-Петербурга, в фитнес-клубах, на автозаправках, в мини-кафе. Выручка в 2016 году составила 1,7 млн. рублей. Интересно, что бизнес получил неожиданный поворот. «Кулинарные» эксперты подсказали предпринимателям, что продукт получился на «азиатский вкус», и в ближайшее время друзья собираются представить его в Китае на выставке Russin Gastro в Пекине.

Опытные бизнесмены говорят, что ключ к успеху в производственной области — золотое правило: «не ищи способ продать то, что производишь, а производи то, что продается». В большинстве оно справедливо, но последний пример является скорее исключением. Едва ли у мясных снеков имеется шанс стать массовым продуктом в России, но благодаря «экзотическому» вкусу он может стать выгодным экспортным товаром.

Таким образом, вопрос: какой бизнес выгодно открыть в 2017 году — имеет много ответов. Главное, найти подходящий вариант для себя, и нужный другим.