Обзор условий 5 крупнейших франшиз, действующих на российском рынке: Вилгуд, Бош автосервис, Киа, «Белый сервис», Fit Service

Франшиза автосервиса с узнаваемым в России брендом – одна из предпринимательских идей. Для определения эффективности бизнеса следует выяснить емкость рынка сервисных услуг в период кризиса и особенность складывающихся партнерских отношений с франчайзером.

По данным проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» маркетингового исследования по 69 крупным регионам РФ, в которых числится более 97% парка легковых автомобилей, емкость рынка составила 524,2 млрд руб. Также был рассчитан потенциал рынка (141,9 млрд рублей), под которым подразумеваются работы по ремонту и обслуживанию автомобилей (производимые лично автовладельцами или механиками-частниками) в денежном выражении.

Рис. 1. Емкость рынка сервисных услуг в России в 2016г. Источник: АВТОСТАТ

Рис. 1. Емкость рынка сервисных услуг в России в 2016г. Источник: АВТОСТАТ

Приведенная статистика показывает, что возможности для вхождения на рынок автосервиса имеются – он не достиг еще своего потолка.

С целью минимизации рисков лучшим способом входа на рынок будет являться покупка франшизы известного автосервиса.

Франшиза – это работа под маркой известного бренда с уплатой определенного вознаграждения (роялти) компании-франчайзеру, предполагающая единые высокие стандарты обслуживания.

Обзор топ-5 популярных франшиз в России

Рассмотрим популярные компании, предоставляющие свои услуги по франшизе в сфере авторемонта. Анализ предложений по франшизе на специализированных сайтах позволил сделать сравнительную характеристику основных требований к франчайзи.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ТОП-5 франшиз автосервиса в России 

Название

Размер помещения

Первоначальный взнос

Общая сумма вложений

Роялти

Окупаемость

Вилгуд

300м²

1 млн руб.

(для Москвы 2 млн руб.)

4-8 млн руб.

3,5% в месяц

1 год

Бош автосервис

450м²

80 000 евро

150 000 евро

1400 евро в год

1 год 6 месяцев

«Киа»

250-450 м²

300 000 руб. – 1 млн руб.

2-3 млн руб.

2% в месяц

1- 1,5 года

«Белый сервис»

150-200м²

от 50 000 - 400 000 руб.

1 млн руб.

2% в месяц

5-6 месяцев

Fit Service

250-450 м²

от 1 млн руб.

4-15 млн руб.

5 000 руб. с одного рабочего поста + 2,5% от общей выручки

22-36 месяцев

Наиболее недорогой франшизой, подходящей для начинающего предпринимателя, будет являться франшиза «Белого сервиса». Бош автосервис и Fit Service потребуют вложений значительных средств.

Проанализируем условия сотрудничества по каждой из франшиз, входящих в ТОП-5, подробнее.

Вилгуд

Автосервис Вилгуд, пришедший на российский рынок в 2012 г., делает ставку на качестве открываемых СТО, а не на их количестве: франчайзинговая сеть состоит из 48 филиалов и 6 собственных автосервисов компании. Легко узнаваемый логотип в виде бело-красной надписи бросается в глаза издалека.

Если франчайзи будет запускать бизнес на основе уже имеющейся автомастерской, затраты составят не более 1 млн руб., если с «нуля», расходы предпринимателя могут составить 4-8 млн руб.

Таблица 2. Что входит в франшизу Вилгуд

Обязательные условия для франчайзи

Стадия открытия

Стадия финального запуска

Запуск бизнеса возможен только в городах с населением от 200 000 жителей

предоставление рекламных материалов

помощь в организации и составлении бизнес-плана

Необходимость опыта работы в сфере автоуслуг

поиск персонала

обучение персонала в Москве

Наличие личного капитала в размере 70-80% от стоимости проекта

поддержка товарных запасов

подписание договоров с партнерами на поставки запчастей и автохимии с максимальными скидками

Обучение по франшизе – до 2-х недель

привлечение клиентов путем наружной и интернет-рекламы

Закупка оборудования и инвентаря в рамках оговоренной стандартной сметы

Бош автосервис

15 000 филиалов международной компании франчайзера Бош автосервиса говорит о лидерстве компании в сфере предоставления автоуслуг. Логотип «Бош» – высокая голубая стела с белой стрелкой и красно-синим названием: Bosh Service. Известный в Европе концерн предлагает 3 основных направления франчайзинговой деятельности.

Таблица 3. Виды сервисных центров Бош и их специфика

Diesel Service

Diesel Center

Bosch Car Service

  • ремонт дизельных моторов, а также систем топливного впрыска, тормозной системы и т.д.;
  • диагностика дизельных систем на автомобиле;
  • монтаж/демонтаж компонентов.

крупный сервисный узел, предлагающий широкий спектр ремонтных услуг от «А» до «Я» для грузовых автомобилей: ремонт дизельных систем Бош всех типов, ремонт современных систем высокого давления на грузовых и легковых автомобилях Common Rail, форсунки UPS и др.

  • услуги ремонта легковых автомобилей и микроавтобусов;
  • в сервисе могут производиться шиномонтажные работы;
  • кузовные работы.

В зависимости от планируемого объема инвестиций, бизнесмен может выбрать тот или иной сегмент автосервиса.

Помимо обучения сотрудников предприятия-франчайзи, компания Бош предлагает:

  • бизнес-план;
  • программное обеспечение для компьютерного обслуживания автомобилей;
  • специальную фирменную одежду.

К компании-партнеру Бош выставляет достаточно жесткие требования – обязательно наличие помещений, обусловленных стандартами компании: ремонтная и клиентская зоны, склад запчастей, магазин, мастерская, прием автомашин на обслуживание. Общий размер для удовлетворения всех требований должен составлять не менее 450 м². Ежегодная выплата роялти составляет 90 000 руб. в год (1400 Евро). На территории СТО в Бош-Shope должна осуществляться годовая реализация запчастей от франчайзера на сумму не менее 18 000 Евро.

Киа

Корейский автомобильный концерн КИА, чьи автомобили получили широкую популярность в России, вслед за продажами авто запускает собственную линейку автосервисов для обслуживания своей техники. Подключаемый в франчайзинговую сеть автосервис вправе рассчитывать на поддержку единого call-центра, возможность централизованной покупки запчастей со скидками по партнерской программе и помощь в подборе специализированного оборудования.

Основные требования к автосервису, планирующему приобретение франшизы, следующие.

Таблица 4. Требования к филиалу автосервиса КИА

Общая площадь помещения

250 - 450 м²

Минимальная высота потолков для возможности обслуживания грузовых автомобилей

от 4,5 м

Презентабельный внешний вид

Стела с логотипом, вывеска, отремонтированное помещение

Предоставление стандартного пакета услуг

Компьютерная диагностика автомобилей,

техническое обслуживание,

ремонт,

шиномонтаж

Первоначальные вложения начинаются от 1 млн руб. с уплатой ежемесячно 2% франчайзеру от общей выручки.

Открытие автосервиса КИА возможно в комплексе с получением статуса официального дилера автоконцерна.

Белый сервис

Сотрудничество с компанией «Белый сервис» подойдет начинающему предпринимателю, так как для открытия мастерской понадобится меньшие стартовые вложения – первоначальный взнос может составить 400 000 руб.

Агрессивный, красного цвета логотип с белыми буквами и развевающимся флагом привлечет внимание автолюбителей. Компания насчитывает к 2017 г. 60 автосервисов в 37 городах России и продолжает дальнейшее активное развитие.

Для франчайзера организация предлагает целый спектр преимуществ, основными из которых являются:

  • предоставление доступа к IT-платформе ОЛА, позволяющей выбрать необходимую запчасть, сделать ценообразование и осуществить выгрузку данных в 1С;
  • поставки запасных частей мировых производителей на льготных условиях;
  • возможность online-записи на сервис;
  • рекламная поддержка федерального уровня;
  • обучение персонала стандартным технологиям компании.
Таблица 5. Обязательные требования к франчайзи

Общая площадь автосервиса

от 250 м²

Зона клиентского обслуживания

20 - 40м²

Складское помещение

15-40 м²

Парковка

Не менее 3 мест

Наличие специального оборудования

стенд схода-развала для малого и основного форматов СТО,

диагностический сканер BOSCH (LAUNCH),

аппаратура для антибактериальной очистки системы кондиционирования Wynn’s, установки для очистки топливных систем Wynn’s FuelServe и для заправки кондиционера,

балансировочный стенд,

шиномонтажный стенд.

Количество подъёмников

для мини-формата — 2, малого — 3, основного — от 4 до 6 шт.

Минимальная высота потолков

— от 3,5 метров

Fit Service

Специализация последнего рассматриваемого автосервиса на послегарантийном обслуживании обусловила его доступность в стоимостном выражении – вход на рынок по франшизе начинается от 300 000 руб., если происходит переоборудование СТО с уже имеющим базовым набором ремонтных агрегатов. Организация имеет филиалы в 19 крупных городах России. Позиционирование делается на автосервис «у дома», позволяющий автолюбителям оперативно осуществить мелкосрочный ремонт или замену необходимых деталей.

Fit Service предлагает фирме франчайзи выбрать один из трех предлагаемых форматов автосервиса: Garage, Express или Standart, отличающихся набором функций и суммой инвестиций – от 4 млн до 15 млн руб.

Таблица 6. Форматы Fit Service.
 

Garage

Express

Standart

Средняя прибыль, в месяц

288 000 руб.

476 000 руб.

867 000 руб.

Валовая выручка, в месяц

1,8 млн руб.

2,8 млн руб.

4,2 млн руб.

Рентабельность

16%

17%

20,4%

Сумма инвестиций

4,3 млн руб.

7,6 млн руб.

14,7 млн руб.

Точка безубыточности, месяцев

3

5

6

Точка окупаемости, месяцев

22

31

36

Размер первоначального взноса для запускающегося сервиса будет равен 75 тыс. руб. за пост, но не менее 500 тыс. рублей. Роялти также является достаточно небольшим — 5 тыс. рублей с 1 поста и 2,5% от оборота.

Успешное развитие сети СТО в течение последних 7 лет позволила накопить необходимый опыт для совершенствования сервиса. Компания предлагает сегодня своим клиентам:

  • продуманную систему лояльности, выражающуюся в предоставлении клиентам серии скидок;
  • экспресс-операции, необходимые каждый день автолюбителям: замена масла и тормозных колодок, услуги автоэлектрика;
  • обучение работников автосервиса по единым стандартам;
  • поставку запчастей, химии и автомасел на выгодных для франчайзера условиях.

Материал в тему: История создания франшизы Fit Service.

Как выбрать франшизу – на что обращаем внимание

Чтобы правильно выбрать франшизу, следует ориентироваться на несколько показателей.

Основными из них будут:

  • узнаваемость бренда. Лучше всего приобретать франшизу организации, входящей в ТОП-10. Это позволит рассчитывать на гарантированную прибыль и отработанную стандартную программу встраивания своего бизнеса в франчайзинг;
  • условия приобретения. Цена франшизы должна быть сопоставимой с той прибылью, которую вы ожидаете получить после ее использования;
  • выплаты. Размер выплат должен быть посилен для франчайзера, иначе теряется экономический смысл подобного сотрудничества;
  • условия расторжения договора. Необходимо определить заблаговременно пути отступления, если бизнес по франшизе будет неудачен.

Правильный подход к анализу этих показателей позволит выбрать лучшее предложение.