«Перспективы экономического роста в России на 2015-2016 негативны», – эта фраза из доклада экономистов Всемирного банка. Эксперты считают, что в нынешнем году страну ждет рецессия – прогнозируется спад экономики на 3,8% (по данным ВЭБ – снижение на 4,7%).
Рисунок 1. В 2015 ожидается кризисное падение всех отраслей.
Приведен прогноз и в производственной отрасли:
- У домохозяйств сокращаются доходы, отсюда – снижение потребительского спроса.
- Слабый рубль стимулирует расширение импортозамещаемых производств. А высокая стоимость ввозимых из-за границы материалов и техники наоборот, могут быть фактором снижения роста промышленного сектора.
- Сокращаются инвестиции – все меньше людей и организаций готовы вкладывать деньги в чужие проекты.
В принципе, этих данных достаточно для анализа вопроса, какое производство выгодно открывать в 2015 году. Наш ответ будет следующим: то, которое может успешно функционировать без привлечения иностранных капиталов; то, которое будет способно заменить покупателям зарубежный продукт с аналогичными свойствами.
О прогнозах чуть конкретнее
Сильный спад ждут в отраслях строительства и торговли. Падение производства будет не настолько заметным – лишь до -1,3%. Эксперты предостерегают – сейчас не время заниматься изготовлением отделочных и строительных материалов. Спрос на них не будет расти еще как минимум два года.
Рисунок 2. Прогноз роста по группам отраслей в % к предыдущему периоду (по данным ВЭБ).
Эта таблица дает четкий ответ на вопрос, какое производство выгодно открывать в России в текущем году. Из-за резкого повышения цен на сырье в ряде отраслей мы видим значительный спад. Вместе с тем в некоторых секторах наблюдается подъем. Это касается пищевой, деревообрабатывающей, химической промышленности – тех отраслей, которые могут предложить россиянам качественный отечественный продукт взамен дорого импортного аналога.
Рисунок 3. Что будет в 2015 с пищевой отраслью – прогноз от Банка Развития.
Рисунок 4. Динамика отдельных отраслей по данным Росстат (январь 2012 – январь 2015).
Если разбить пищевую сферу на составляющие окажется, что ее рост сегодня поддерживается увеличением продаж кормов для животных и переработанного мяса птицы (в основном – курятины). Эти направления будут активны и в дальнейшем.
Абсолютное падение у текстильных и обувных фабрик (-63% и -12% соответственно). Это объясняется сокращением выпуска в связи с негативной динамикой спроса на одежду. Кроме того, производителям приходится закупать материалы и комплектующие за границей – а это в 2-3 раза увеличивает себестоимость товаров.
Так какое производство выгодно открыть в 2015-2016 г.?
Нас интересовал бизнес с первоначальными вложениями до 3-5 млн. руб. Из множества вариантов, опираясь на статистические данные и отзывы предпринимателей, мы выбрали пять направлений.
Перед тем, как приступить к обзору уточним, что кроется за фразой «перспективная отрасль»:
Во-первых, производство мы открываем не на год или два. Это сфера требует серьезных вложений не только денежных, но и временных.
Во-вторых, выбранный бизнес должен наименее подвергаться влиянию колебаний. Как известно, экономика циклична – кризисы и взлеты постоянно чередуются. Предпринимателям стоит выбирать ту отрасль, которая могла бы показать рост даже на самом «дне».
Рисунок 5. Цикличность экономики характерна для России.
В-третьих, производимый продукт должен принадлежать торговому сектору экономики («торговый» – значит, продвигаемый не только на внутреннем, но и на мировом рынке). Если платежеспособность населения падает, товар нужно продавать за границей.
И, в-четвертых, перспективная отрасль означает использование недорогих ресурсов – сырья, энергии, техники, технологий. По мнению большинства экономистов, самым дешевым ресурсом в России является рабочая сила.
Рисунок 6. Дешевая рабочая сила – характерная черта малого производства в России.
Перед тем как начать обзор самых выгодных производств, расскажем еще об одном мнении. Многие аналитики считают, что высокая рентабельность продаж импортозамещающих товаров может быть недолгой. Как только у населения поднимутся доходы (в России ожидается к 2018-2020 году), в стране начнут активно продвигать иностранную продукцию. И люди опять будут покупать ее с большей охотой, чем отечественные аналоги.
Своя пекарня
В кризис самое время открывать пекарню. Тем более что за январь-февраль 2015 хлеб подорожал на 5%.
Рисунок 7. Как растет цена на хлебобулочные изделия (по данным Росстат).
Выделим два направления:
- Выпуск традиционного хлеба и сдобы. Упор на большие объемы. Необходимо обеспечить постоянное предложение. Сотрудничество с розничными магазинами.
- Выпечка нетрадиционных изделий: багетов, грузинского хлеба, узбекской лепешки, кухтиани и прочего. Важна оригинальная рецептура. Кроме розницы, продукт стоит продвигать в рестораны, кафе национальной кухни.
Рисунок 8. Отзыв предпринимателя об открытии пекарни.
Первоначальные вложения: до 3 млн. Срок окупаемости бизнеса: 1-2 года.
Производство бетонных блоков
В первой части статьи мы приводили данные о том, что строительная отрасль терпит падение. Это действительно так. В краткосрочном периоде заработать на выпуске и продаже блоков будет сложно. Но ведь дело-то это рассчитано на долгий период!
Рисунок 9. Совет по сбыту блоков от успешного предпринимателя.
В 2015 вы можете наладить выпуск, заняться поиском клиентов. В период начала роста экономики (с 2016) компания будет уже во всеоружии.
Рисунок 10. Отзыв о бизнесе.
Производство тротуарной плитки
Отличный вариант для тех, кто не планировал вкладывать в бизнес заемные средства. Еще один плюс: с такой продукцией можно участвовать в государственных тендерах. Сейчас, к примеру, на официальном сайте госзакупок висит 8 заявок на тротуарную плитку: стоимость заказов от 72 до 1 199 тысяч рублей.
Рисунок 11. Проводимые госзакупки, найденные по фразе «тротуарная плитка».
Рисунок 12. Проблемы со сбытом плитки.
Изготовление салатов
Казалось бы – идея не для кризиса. Но это только на первый взгляд. Люди сейчас очень заняты на работе – никто не хочет потерять свое место, каждый желает заработать. Обеды в кафе и ресторанах – отменяются. Остаются «собойки» или недорогие порционные салаты, которые можно купить в любом магазине.
Рисунок 13. Опрос проводился в конце 2014 года.
Обратите внимание на график. Пятая часть опрашиваемых ответила: «Покупаю что-нибудь в ближайшем магазине». Эти люди и есть ваша целевая аудитория. Чтобы привлечь их внимание к салату, используйте проверенные временем рекламные хитрости:
- Красивая упаковка, из которой удобно есть.
- Не добавляйте соус в салат – подавайте его отдельно в запакованном пакете.
- Добавьте к набору одноразовую вилку или ложку. Не забудьте о салфетке.
Рисунок 14. Отзыв о бизнесе по производству салатов.
Мебель, двери и окна из массива
Доход в кризис снижается преимущественно у среднего класса. Богатые люди в основной массе падения экономики не чувствуют. Так вышло и на этот раз: по разным оценкам от 1,5 до 2,3% граждан в 2014-2015 стали зарабатывать больше. Самое время открыть бизнес, рассчитанный на богатую клиентуру. Как пример: фабрика по изготовлению качественной мебели из древесины (никакого ДСП и МДФ). Плюс к этому вы можете наладить производство дверей и окон из массива.
В этом деле важно организовать эффективное продвижение – запустить хорошую рекламу, вплотную заняться прямыми продажами.
Рисунок 15. Взгляд со стороны на деятельность успешного мастера.
Сбывать массив можно и в организации. Попробуйте, к примеру, поучаствовать в госзакупках. То и дело на специализированных порталах проскакивают объявления о начале тендера.
Резюме
И, так каким критерием должно соответствовать производство, чтобы быть успешной в 2015 году:
- Которое можно расширить: создать новую линейку, начать выпуск побочной продукции или организовать услуги.
- Перспективное – которое будет эффективно работать не только в текущем, но и будущих периодах.
- То, для реализации которого вы сможете найти дешевые или даже бесплатные ресурсы и сырье.
- Которое легко продвигать не только в России, но и в странах СНГ.