Стратегия развития малого бизнеса 2030

Самые интересные положения Стратегии развития малых и средних предприятий на период до 2030 года: финансирование деятельности, установление единых Стандартов работы во всех субъектах федерации, «амнистия» для теневого бизнеса.

В июне Правительством России была окончательно утверждена Стратегия развития малого бизнеса до 2030 года (распоряжение № 1083-р от 2.06.2016). Сам факт появления такого документа говорит, что отношение к МСП меняется. Цитата из него: «Первый принцип — малый бизнес прежде всего». Вот так: не меньше, ни больше — определяются приоритеты. Действительно, трудно игнорировать реальные цифры: располагая всего 5-6% основных производственных средств, субъекты МСП формируют 20% национального валового продукта. Этот показатель в два раза ниже мирового, и главная цель реформы — увеличить его вдвое (рис.1).

К Стратегии прилагается «дорожная карта» — план мероприятий с указанием срока исполнения, наименования ответственного ведомства и конкретными целевыми показателями. Ежегодно в декабре Минэкономразвития будет представлять Правительству отчетный доклад, и затем публиковать его на своем официальном сайте.

Рисунок 1. Целевые индикаторы роста оборотов МСП на 2016-2030 годы.

Рисунок 1. Целевые индикаторы роста оборотов МСП на 2016-2030 годы.

Все субъекты СМП поделены на 2 целевых сектора, для каждого предусмотрены разные меры поддержки:

  • массовый — предприятия, ИП, занятые в сферах предоставления услуг, розничной торговли, сельском хозяйстве, производстве бытовых изделий;
  • высокотехнологичный — организации, обеспечивающие внедрение инноваций, производящие экспортную продукцию, задействованные в обрабатывающих отраслях.

Предполагается, что целевые показатели будут достигнуты через систему взаимосвязанных мероприятий, самые масштабные из них отражены в «Дорожной карте».

Предоставление грантов предприятиям, реализующим инновационные проекты, будет осуществляться через ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере". Регулировать эту деятельность государство собирается через федеральные законы. Их принятие планируется в июне 2016 и июле 2017 года.

Всего в документе отражено 8 направлений, по которым предусмотрены конкретные меры поддержки. Проведение реформы, координация всех действий возложены на Министерство экономического развития и «Корпорацию МСП». Общее руководство осуществляет Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого, среднего бизнеса. Мы выбрали самые (на наш взгляд) значимые сферы для большинства предпринимателей, и рассмотрим их подробнее.

Расширение ниш, повышение спроса на продукцию

Стратегия развития предусматривает освобождение отдельных рыночных ниш для малого предпринимательства. Предполагается, что субсидии из федерального бюджета будут предоставляться в зависимости от достигнутых целевых индикаторов «дорожной карты» в каждом регионе.

  • Повышение конкурентоспособности МСП должно быть обеспечено введением «Единого стандарта развития конкуренции» для всех 85 субъектов Федерации. Действующий документ утвержден в сентябре 2015 года, ежегодно в него будут вносить поправки (Расп. Прав. № 1738-р). Он содержит конкретные показатели участия малых предприятий в каждой сфере (транспортные, медицинские, образовательные услуги т.д.), которые должны обеспечить региональные власти. Например, на рынке розничной торговли — их доля должна не меньше 20% от общего оборота, а ежегодный рост — не меньше 5%.
  • В сентябре 2016 года предполагается принятие федерального закона о нестационарной (мобильной торговле). Проект разрабатывает Минпромторг РФ, цель: вывести из тени нелегальную торговлю (рис.2). Кроме того, Правительство обещает принять решения, сокращающие число государственных, муниципальных унитарных учреждений на конкурентных рынках и ограничивающие право создания новых (!).

  • Каждый год будут постепенно увеличивать квоту для малых и средний предприятий по участию в госзакупках. Оборот рынка государственных заказов составляет в год около 12 трлн. рублей (почти 30% ВВП). На 2015 году квота составила 15%, с 2016 — это будет уже 18%, и начиная с 2018 года — не меньше 25% (рис.3). В сентябре и декабре 2016 года должны утвердить исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке от МСП.

Повышение доступности финансирования

Один из «больных» вопросов для малых и средних предприятий — недостаток средств на развитие бизнеса. Торговые организации испытывают дефицит оборотного капитала. С наступлением кризиса банки резко сократили «кредитные фабрики», ужесточили условия для заемщиков. Что предусматривает Стратегия развития для улучшения ситуации?

  • Повышение доступности лизинга оборудования для малых предприятий. С одной стороны собираются ввести налоговые льготы для лизинговых компаний, заключающих договоры с представителями малого и среднего бизнеса. С другой стороны, государство намерено внести специальный взнос в «Корпорацию МСП» с целью «докапитализации» региональных лизингодателей и расширения льготных программ поставщиков. Принятие соответствующего федерального закона планируется на июнь 2017 года.
  • В августе 2016 года Правительству должен быть представлен доклад о развитии Стандартов кредитования МСП от Минэкономразвития. Банк России в 2016 году продолжит льготное кредитование кредитных организаций по ставке 6,5%, а фонд увеличен до 75 млрд. рублей, что на 25% больше прошлогоднего. Будет максимально упрощена схема получения кредита на обеспечение заявок для участия в конкурсах и тендерах, банковской гарантии при получении госзаказа.
  • АО «Корпорация МСП» увеличит максимальные размеры финансирования из расчета на один проект. На 2016 год планируется довести общий объем кредитования МСП под гарантийное поручительство Корпорации до 117 млрд. рублей, а на 2017 — 156 млрд. рублей. В июле 2016 года должен быть принят федеральный закон, устанавливающий единые требования к работе всех региональных гарантийных фондов. По мнению Правительства, эти меры помогут увеличить долю кредитов для малого бизнеса (рис.3).
Рисунок 3. Прогнозируемый рост отдельных показателей развития МСП до 2030   года.

Рисунок 3. Прогнозируемый рост отдельных показателей развития МСП до 2030 года.

Налогообложение и государственное регулирование

Планируется ввести много поправок в законы, регулирующие налоговую политику и другие сферы хозяйствования. Их основная задача: увеличить количество малых предприятий, ИП, уменьшить число «теневиков». Если на начало 2016 года их было 39 на 1 тысячу населения, то к 2030 году должно стать — 46 единиц.

  • Должны быть утверждены «Правила недескриминированного доступа ...» к инженерно-техническим сетям (вода, тепло, газ) и формы типовых договоров. Документ направлен на снятие административных барьеров при подключении малых и средних предприятий к ключевым ресурсам. Правда, в «дорожной карте», конкретные даты не указаны.
  • Налоговую нагрузку на малые и средние предприятия обещают не увеличивать как минимум 3 года, рассматривается предложение о продлении моратория. Будет расширен список ОКВЭД, подпадающих под патентную систему налогообложения. Самозанятое население, получающее доходы нелегально, получит возможность подать добровольное уведомление с последующей регистрацией в качестве ИП и освобождением от уплаты налогов на 3 года. Такие граждане будут освобождены от ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
  • Предполагается снижение административной нагрузки за счет запрета проведения проверок у субъектов МСП в течение 3 лет. Будет утвержден перечень документов, которые контролирующие органы будут запрашивать сами, и не требовать от организации. Обещают ввести налоговые вычеты на приобретение оборудования для фиксации данных в различных информационных системах, «коих развелось» уже достаточно. А для тех, кто подает сведения об обороте спиртсодержащей продукции в ЕГАИС — обещают отменить подачу декларации.
  • Субъекты МСП до 1 июля 2018 года имеют право преимущественного выкупа арендуемых государственных и муниципальных помещений. После этой даты будут внесены поправки, устанавливающие преференции для малого бизнеса на постоянной основе. Для этого собираются ввести их регулярную инвентаризацию, обновлять реестр реестры доступной недвижимости, разработать варианты снижения арендных ставок, ввести для субъектов федерации обязательные «Стандарты оказания имущественной поддержки» малому и среднему предпринимательству.

Выводы

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года должна, как считает Правительство, резко увеличить долю самозанятого населения в экономике. Строятся большие планы по развитию системы обучения, информирования, в том числе — создание специальных МФЦ по оказанию услуг предпринимателям. Интересно, что большинство из отраженных в «дорожной карте» мероприятий, не предусматривают дополнительного финансирования. Бюджетные средства будут выделены только «Корпорации МСП» на развитие лизинга, гарантийных фондов, а также на поддержку инновационных проектов и территорий моноразвития.