В июне 2018 года Госдумой был принят закон о завершении налогового маневра в 2019-2024 годах. Его основная цель – снизить зависимость бюджета РФ от экспорта нефтепродуктов. Новое законодательство предусматривает постепенное снижение экспортной пошлины до нуля с одновременным увеличением НДПИ и стоимости акцизов. Однако эти действия способны спровоцировать рост цен на нефтепродукты для конечного потребителя на внутреннем рынке. С этой целью Правительство вводит отрицательный акциз, компенсирующий НПЗ повышение стоимости сырья.


24 июля 2018 года Госдумой был принят законопроект, завершающий налоговый маневр в нефтяной отрасли. Данным законопроектом внесены поправки в Федеральный закон № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 и Налоговый кодекс, которые вступят в действие с 1 января 2019 года.

Что такое налоговый маневр

Понятие «налоговый маневр» появилось в законодательстве Российской Федерации в 2012 году, в связи с началом реформ налогообложения. По сути, налоговый маневр – это перераспределение нагрузки в пределах различных отраслей экономики России и между различными категориями налогоплательщиков.

Справка! Налоговый маневр начался в 2015 году. Его целью было снижение зависимости бюджета государства от количества экспорта нефти и нефтепродуктов и мировых цен на нее. Сегодня в России действует бюджетное правило, согласно которому, если доход от экспорта нефти не достигает планируемой величины, бюджет урезается.

Инициатива подразумевала:

  • снижение пошлины за экспорт нефтепродуктов с 59% в 2014 до 30% в 2017 году;
  • повышение налога на доходы полезных ископаемых (НДПИ) с 493 до 919 руб.;
  • снижение стоимости акцизов.

Какие изменения внес новый закон

Изменения в законодательстве, принятые 24.07.2018, призваны завершить начатый в 2015 году налоговый маневр. Все нововведения будут постепенными. Срок – шесть лет. К 2024 году ставки налогообложения должны принять окончательный размер.

Рис. 1. Схема завершения налогового маневра в 2019-2024 годах. Источник: finam.ru.

Рис. 1. Схема завершения налогового маневра в 2019-2024 годах.
Источник: finam.ru.

Если ранее налог на добычу нефти и нефтепродуктов складывался из двух составляющих – экспортной пошлины и НДПИ, то теперь он полностью перекладывается на НДПИ.

НДПИ и экспортная пошлина

Согласно принятым поправкам к Налоговому кодексу и закону «О таможенном тарифе», в течение шести лет, с 2019 по 2024 год, ставка экспортной пошлины на нефть будет снижаться на 5% ежегодно. В 2018 году она составляет 30% и к 2024 году должна достичь нуля. Для расчета новой ставки каждый год будет использоваться понижающий коэффициент.

Таблица 1. Понижающий коэффициент для расчета максимальной экспортной пошлины на нефть.
Источник: interfax.ru

Год

Понижающий коэффициент

Итоговая налоговая ставка,%

2019

0,833

25

2020

0,667

20

2021

0,5

15

2022

0,333

10

2023

0,167

5

2024

0

0

В результате, с 2024 года экспортная пошлина при продаже нефти и продуктов нефтепеработки будет полностью отменена.

В отличие от пошлины ставка НДПИ, наоборот, вырастет. Еще в 2015 году с этой целью в формулу расчета НДПИ было введено еще одно слагаемое – повышающий коэффициент. В 2018 году он составляет 358. С 2019 по 2021 год коэффициент будет равен 457. Далее Правительство обещало обнулить данный коэффициент, но пока четкого представления о том, как будет рассчитываться НДПИ после 2021 года, нет.

Важная информация! Окончательно отказываться от пошлины за экспорт нефти Правительство не намерено. В новом законе прописаны обстоятельства, при которых будет введена пошлина в размере 27% (60% от максимальной экспортной пошлины, составляющей 45%). Это рост мировых цен на нефть более чем на 15% в течение месяца.

Акцизы на нефть и нефтепродукты

Нефтеперерабатывающие заводы уплачивают акциз на нефтепродукты. Новый законопроект предусматривает повышение стоимости акцизов на бензин и дизельное топливо.

Таблица 2. Стоимость акцизов на бензин и дизельное топливо.
Источник: interfax.ru

Год

Цена акциза, тыс. руб./т

Бензин

Дизельное топливо

2018

8,20

5,67

2019

12,30

8,54

2020

12,75

8,83

2021

13,26

9,19

Поскольку одновременное увеличение НДПИ и акциза может спровоцировать рост цен на нефтепродукты для конечного потребителя, правительство разработало механизм отрицательного акциза. По сути, это налоговый вычет, т. е. компенсация уплаченной НПЗ стоимости акциза. С этой целью вводится понятие демпфирующего коэффициента.

Рассчитывается данный показатель как разница между экспортной ценой нефти и ценой на внутреннем рынке. Его цель – компенсировать НПЗ рост экспортных цен на нефть и, таким образом, снизить вероятность роста цен внутри страны.

В законе о налоговом маневре установлена средняя оптовая цена на бензин и дизельное топливо, которая применяется для расчета коэффициента.

Таблица 3. Средняя оптовая цена на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо.
Источник: interfax.ru

Год

Цена, тыс. руб./т

Бензин

Дизельное топливо

2019

56 000

50 000

2020

58 800

52 500

2021

61 740

55 125

Если реальная внутренняя цена на продукты нефтепереработки увеличится, то демпфирующий коэффициент будет обнулен. Таким образом, происходит одновременное субсидирование НПЗ и сдерживание роста цен.

Право на получение отрицательного акциза получают НПЗ:

  • имеющие необходимые производственные мощности и производящие бензин класса Евро-5 в количестве, превышающем10% от общего объема переработки, например, такие как «Роснефть»;
  • завершающие модернизацию;
  • на которые распространяется действие иностранных санкций, их право на налоговый вычет безусловно.

Более подробно узнать об отрицательном акцизе можно из видео

Последствия налогового маневра

Завершение налогового маневра будет иметь определенные последствия как для нефтегазового сектора, так и для конечных потребителей.

Для компаний, добывающих и продающих нефть

Компании, занимающиеся добычей нефти и продающие ее на экспорт и на внутреннем рынке, разницы от перекладывания налоговой нагрузки с экспортной пошлины на НДПИ практически не ощутят.

Для НПЗ

Для нефтеперерабатывающих заводов цена на закупаемое сырье существенно вырастет. Это главный недостаток налогового маневра. Теперь цена на сырую нефть для российских НПЗ будет такой же, как и экспортная, за минусом стоимости доставки, т. к. она будет компенсироваться государством. Чтобы избежать повышения цен для конечного потребителя, правительство будет компенсировать стоимость акциза путем налогового вычета.

Сдерживающим фактором для НПЗ становится установленная в законе средняя цена на продукты нефтепереработки и то, что демпфирующий коэффициент, позволяющий получить отрицательный акциз, применяется лишь в том случае, если эта цена отличается от реальной не более чем на 10%.

Еще одним немаловажным последствием для НПЗ станет необходимость их модернизации, поскольку отрицательный акциз будет предоставляться только тем компаниям, которые имеют современное оборудование и производят бензин класса Евро-5. Как следствие, мелкие производители уйдут с рынка.

Для потребителей

В результате налогового маневра стоимость бензина и дизельного топлива, безусловно, увеличится. Неправильно предполагать, что отрицательный акциз полностью компенсирует увеличение цен для НПЗ. Несмотря на то, что Правительство будет субсидировать дополнительные затраты НПЗ, оно компенсирует не все и не всем. Несколько смягчит эффект увеличения цен то, что все это будет растянуто во времени.