Для аналитики угроз и преимуществ работы такого вида бизнеса в городе с населением численностью 400 000 человек, сделаем выборку маркетинговых данных из организационной документации.



Описание проекта детально предоставлено в бизнес-плане открытия мобильной автомойки.

Что: автомойка на два автомобиля, специализирующаяся на ручной мойке, полировке автомобилей. Дополнительные услуги: пылесос, химчистка, покрытие воском.

Где: автомойка расположена в городской черте, возле оживлённой дороги, рядом с действующей АЗС. Численность города 400 000 человек.

Кто: целевую аудиторию составляют автовладельцы, которые ценят свою собственность и регулярно ухаживают за автомобилем. При этом стоимость услуг, определённая в размере 400 руб. заставляет рассматривать аудиторию в классе средний плюс.

Сравнивая цены на аналогичные услуги в регионах России, мы видим, что стоимость несколько (на 20-25%) завышена:

ГородРучная мойкаАвтомойкаХимчистка салона автоСтоимость предпродажной чистки авто

Белгород

270-300

280

3 500

4 000

Брянск

140-350

350

3 000-5000

1 800

Воронеж

250

300-350

2 000-3 000

3 000 – 5 000

Иваново

300 (с воском)

200-240

2 800

1 000

Калуга

250

200

2 500

1 000

Курск

240-280

240

3 000 - 3 600

3 000+180 (чистка двигателя)

Липецк

300

520

6 000

1 300

Орел

320

210

2 000

830

Рязань

250

180-220

2 500

1 000

Смоленск

250

150

3 000

1 000

Тверь

280

200

3 000

1 200

Тула

250

250

2 600

3 000

Ярославль

280

200

3 000

950

сравнитейльный анлиз цен на автомойки в 2013 году

Исходя из анализируемой информации, можно сформулировать основную маркетинговую задачу: создание конкурентных преимуществ и привлечение клиентов на услугу со стоимостью выше среднего. Для этого мало просто установить автомойку в проходном месте, надо создать уникальные условия, ради которых автолюбители и отдадут предпочтение новому предложению.

Это может быть внутренняя или партнёрская систем лояльности, основанная на удешевлении сопроводительных или смежных услуг, бесплатная полировка кузова и м. др.

Рыночные данные

Для поверхностного расчёта ёмкости рынка можно взять за основу свежие данные аналитического агентства «Автостат», согласно которым на 2013 год в России на 1000 человек приходится от 268 легковых автомобилей.

Как утверждают аналитики, автопарк России «возрастной» — машины старше 10 лет составляют 54% от общего числа автомобилей. Доля иномарок - 49%.

Таким образом, можно сделать нехитрые расчёты:

В городе с населением 400 тысяч человек находится около 107 тысяч легковых автомобилей, из которых около 52 тысячи – потенциальные клиенты рассматриваемой автомойки (сравнительно новые иномарки, которые могут соответствовать ЦА).

Эта потенциальная аудитория делится пропорционально на все действующие конкурентные автомойки. Процент автомобилистов, которые предпочитают самостоятельно ухаживать за машиной 27%. Если предположить, что в городе моек порядка 80 (исходя из численности населения), то потенциальный сегмент каждой составляет (52 000 -27%)/80 = около 475 автомобилей.

При средней частоте мойки 1 раз/9 дней, оборот одной мойки может варьироваться в пределах среднего максимума 630 тыс руб/мес при пропускной способности 50-55 моек/сутки.

Т.о, мы видим, что ожидаемая средняя выручка, указанная в бизнес плане (352 083 руб/мес) потребует около 30 моек/сутки, что вполне соответствует рыночным данным.

Возможности и потенциал мобильной автомойки

Опираясь на уже имеющиеся данные, рассмотрим те основные преимущества и возможности, которые заложены в данном виде бизнеса:

  1. благодаря уникальной технологии мобильные автомойки не требуют дорогостоящих согласований и капитальных вложений. Это открывает возможность создавать бизнес, имея небольшой стартовый капитал. Кроме того, быстрая окупаемость небольших затрат оставляет возможность оперативного расширения мойки на ещё 1-2 бокса, что позволит (при должном потоке клиентов) увеличить оборот одной административной точки;
  2. учитывая мобильность конструкции, всегда можно оперативно реагировать на определённые массовые мероприятия, предлагая услуги мойки там, где стихийно появляется большое скопление машин. Например, перевезти блок-контейнер к ведущему городскому ТРЦ в выходной день. Пока автовладельцы будут проводить время за покупками и развлечением можно осуществлять непосредственную деятельность;
  3. выездные выставки, картинги, автошоу, работа с автосалонами и иные ситуационные программы сотрудничества дают возможность дополнительного заработка;
  4. при положительной динамике бизнеса, такие блоки можно устанавливать по предварительной договорённости с муниципалитетом там, где затруднено сооружение иного вида боксов для обслуживания автомобилей: садовые товарищества, культурно-исторические районы города, санитарные зоны возле водоёмов и мн.др.;
  5. сама по себе инновационная технологическая составляющая даёт возможность обыграть идею и сделать её ведущим брендовым преимуществом. Создание корпоративного сайта, предложения франчайзинга, предложения участия в мероприятиях будут дополнительным конкурентным преимуществом;
  6. сотрудничество с предприятиями и госучреждениями, где мойка автопарка является обязательным условием работы; заключение договоров на обслуживание или установка мобильного бокса для обслуживания предприятия;
  7. в самом боке можно оформить витрину косметических и сопутствующих товаров по уходу за автомобилем;
  8. учитывая мобильность конструкции, дополнительный доход может принести размещение рекламы на глухих стенах бокса.

Факторы риска и угрозы

Среди объективных факторов риска и угроз можно выделить те, которые являются общими для России в плоскости использования неинтеллектуальной рабочей силы:

  • низкий профессионализм, безответственность персонала и текучка кадров;
  • невысокая личная финансовая ёмкость сотрудников, которая не даёт возможности стимулировать выработку или качество сервиса путём применения финансовых методов мотивации;

Существенным минусом самой технологии является высокая степень зависимости работы автомойки от безотказной работы систем (как только электрика или система подачи/очистки воды выйдут из строя, работа встанет). В бизнес-плане не учтены расходы на техническое эксплуатационное обслуживание бокса (ремонт, апгрейд, оперативная замена комплектующих).

Маркетинговую опасность представляет отсутствие знакомства широкого потребителя с подобным видом услуг, т.е. возможно на первых порах будет ощущаться некоторое недоверие к качеству обслуживания.

Фактор рискаЧем грозитВозможности преодоления

Повышение стоимости сырья и расходных материалов

снижением уровня доходности от работы автомойки или увеличением стоимости услуг (что крайне не желательно при высокой наценке) для покупателей, что снижает объемы продаж

Капитальная закупка моющих и полирующих средств ( в возможностью из розничной реализации клиентам), заключение договоров поставок,

активация и демпинг прямых конкурентов, появление новых моек

перераспределением ёмкости рынка, неравномерным распределением покупателей между аналогичными услугами, снижением доходности

разработка уникального торгового предложения, постоянное качество услуг, дополнительные акции по стимулированию сбыта, цепные акции на привлечение новых клиентов;

Текучка кадрового состава, низкий интеллектуальный и производственный уровень, неэффективность финансовой мотивации

неудовлетворённостью посетителей, низким объёмом продаж, неуправляемым коллективом

создание эффективной системы контроля работы сотрудников, разработка системы наказаний (обратная составляющая финансовой мотивации), работа с лидерами мнений) ,

ярко выраженная сезонность (дождливый и снежный период года)

снижением доходности в низкий сезон и недополученная прибыль от активного потока в высокий

Разработка внутрикадровой политики и перенос отпусков на низкий сезон, привлечение временных сотрудников в высокий период.

Резюме анализа

На текущий момент среди существующих внутренних и внешних факторов нет таких, которые бы служили непреодолимым барьером для открытия мобильной автомойки. Сама услуга является простой, распространённой и понятной для населения, ёмкость и тенденции рынка позволяют планировать развитие.

Для эффективной работы автомойки определены следующие обязательные инструменты:

  • пересмотр и разработка грамотной системы ценообразования, ориентированной на рыночные показатели;
  • создание ряда уникальных и конкурентных предложений и использование акций по стимулированию продаж услуг (цепная, бонусная и т.д.);
  • внедрение системы лояльности для клиентов и штрафов для персонала;
  • расширение рынков сбыта за счёт активных продаж (потребует дополнительной штатной единицы) и сотрудничества с организаторами мероприятий и предприятиями;
  • включение в ожидаемые затраты техническое и эксплуатационное обслуживание боксов, пересмотр экономических расчётов окупаемости