Как выжить региональным предприятиям в условиях конкуренции со стороны федеральных сетей



Крупные федеральные сети (игрушки, продукты питания, техника, телефоны и т.д.) уже полностью освоили города - миллионики, заканчивают освоение областных центров и городов с населением от 500 тыс. чел до 1 млн. руб. и уже начинают экспансию в города с населением от 100 до 300 т.р.

В связи с этим местные региональным сети начинают испытывать усиление конкуренции со стороны федеральных компаний, региональный игрокам остаются либо сворачивать бизнес, либо попытаться выжить.

Ниже приведены некоторые рекомендации, могут помочь в конкурентной борьбе с федеральными сетями.

1. Внедрение управленческого учета.

Важным моментом в условиях выживания в конкурентной борьбе является тотальный контроль над всеми расходами компании. Для предприятий малого и среднего бизнеса наиболее актуальным является внедрение управленческого учета (Управленческий баланс, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств).

Внедрение управленческого учета покажет собственникам реальную картинку бизнеса, лучшим образом контролировать финансовые потоки предприятия, оптимизировать расходную часть, выявить «слабые» места и т.д.

2. Экспансия в населенные пункты с населением менее 50 тыс. человек.

В каждом регионе нашей необъятной Родины найдется ни мало населенных пунктов, с численностью населения от 10 до 50 тыс. человек, федеральные компании туда не пойдут, ну а для региональных игроков данный сегмент весьма привлекателен.

Давайте прикинем средний объем рынка населенного пункта с численностью 20 тыс. человек , на примере магазина бытовой техники. Для расчета среднего объема покупок 1-го домохозяйства в течение 10 лет воспользуется следующей табличкой.

 Наименование Кол-во покупок за 10 лет *, шт. Ср. цена, руб.* Итого, руб.
Телевизор 1,25 12 000 15 000
Холодильник 0,8 15 000 12 000
Машинка стиральная 0,9 10 000 9 000
Телефоны 6 3 000 18 000
Компьютерная техника 0,5 15 000 7 500
Прочая быт. техника 10 3 000 30 000
Итого за 10 лет 91 500
В среднем покупки 1-го домохозяйства в год 9 150

* Данные получены экспертным путем.

Согласно итогов переписи 2010 г., средний размер домохозяйства в РФ составляет 2,6 чел., следовательно, в населенном пункте численностью 20 тыс. чел., число домохозяйств составляет 7 692 шт., потенциальная емкость рынка порядка 70 млн. руб. !!

Понятно, что большую часть приобретений жители данных населенных пунктов будут совершать в крупных городах, но все равно потенциальная емкость рынка значительна.

При этом в таких населенных пунктах минимальные затраты на аренду, персонал, а конкуренцию со стороны местных игроков, можно расценивать как незначительную.

3. Развитие новых каналов продаж (интернет продажи)

Собственные интернет магазины имеют многие региональные игроки, но обычно экономический эффект такие магазины не дают, их открытие это в большей степени дань моде, чем какой бизнес проект.

Обычно интернет магазин открывается следующим образом:

Собственник принимает решение об открытие интернет представительства своей компании (ведь у его знакомого Васи П. уже есть сайт), дает задание «айтишнику», тот в свою очередь ищет своего знакомого, знающего мало-мальски основы сайтостроения (а деньги делят пополам). Через какое время сайт начинает работать. Через пару тройку месяцев собственник охладевает, так как «выхлопа» от сайта нет или он незначительный.

Интернет продажи, как и любые другие продажи, необходимо развивать, вкладывает деньги в раскрутку и продвижение сайта.

Если компания решила отрыть свой сайт, то необходимо подойти к этому вопросу серьезно: необходимо найти компанию, которая сможет создать профессиональный сайт, с учетом особенностей ведения бизнеса.

При этом нужно сразу понимать, что в развитие интернет продаж необходимо вкладывать деньги. На создание сайта через интернет уйдет от $500 до $1000. Если же заказывать сайт в региональной компании, то можно потратить от $2000 и выше.